«Зеленая неделя» проложила дорогу в Европу

Сельскохозяйственная продукция Волгоградской области пользуется популярностью у европейских потребителей, однако для масштабного вывода ее на рынки западноевропейских стран потребуется обеспечить принятые в Европе стандарты продуктов питания и консолидировать усилия всех заинтересованных участников волгоградского рынка АПК. Об этом на пресс-конференции по итогам участия волгоградской делегации в международной сельскохозяйственной выставке «Зеленая неделя» в Берлине рассказал министр сельского хозяйства региона Василий Иванов. Он возглавлял волгоградскую делегацию.

Немцам понравились бублики

В целом участие АПК Волгоградской области в престижной выставке Василий Иванов назвал успешным. Об этом можно судить и по полученным наградам, и по интересу к волгоградской продукции потенциальных деловых партнеров, рядовых посетителей.

Проще всего было оценивать прямые результаты, полученные АПК Волгоградской области от участия в выставке. Это и заключенные контракты, и заявления о намерениях о деловом сотрудничестве. Однако гораздо весомее должен стать выигрыш от синергетического эффекта. Это когда реализация заключенных инвестиционных соглашений потянет за собой развитие смежных предприятий и даже отраслей производства, повысит их доходность и конкурентоспособность.

По словам Василия Иванова, одна из самых значимых отраслей волгоградского АПК – растениеводство. Поэтому в состав делегации было включено несколько предприятий, которые занимаются производством зерновых и их переработкой. Например, крупы выставляли ОАО «Новоаннинский КХП», ОАО «Арчеда-продукт»; хлебобулочные изделия – хлебозаводы Волгограда и другие предприятия.

– Посетители волгоградского павильона – простые немцы активно раскупали наши пряники, бублики и т.д. Пользовались популярностью и различные сорта наших растительных масел. При этом немцы считаются большими знатоками этого продукта, – подчеркнул министр.

Что касается масличных культур, то участие в выставке для них дает особые надежды. Это направление на «Зеленой неделе» представили ОАО «Урюпинский МЭЗ», ОАО ВГМЗ «Сарепта» и Волгоградский горчичный завод «Родос». Последний, кстати, получил золотую медаль выставки и заключил контракт на поставку в Германию фасованного горчичного масла на 100 тыс. евро.

– Это небольшой объем. Но пример «Родоса» подтверждает, что масличные культуры область должна реализовывать в виде масла, а не как семена подсолнечника или горчицы. По тому же подсолнечнику ситуация складывается так: его валовый сбор доходит у нас до 800 тыс. тонн в год, но из них только 350 тыс. тонн идет на переработку, а остальное продается в виде семечки в другие регионы. В этом году началось строительство большого маслоэкстракционного завода компании "Каргилл" мощностью 650 тыс. тонн в год. А это значит, что через несколько лет мы весь наш подсолнечник будем превращать в масло.

Культовое масло

Понятно, что такой подход делает экономику более эффективной. Это и высокая доходность производства, и занятость, и налоги, и повышение доходов населения. Горчичное же масло в России производится только в Волгоградской области, и потому оно может стать культовым продуктом нашего региона. Так же, как, например, шампанские вина французской провинции Шампань.

Отрадно, что по достоинству была оценена и сельскохозяйственная наука Волгоградской области. Инновационные разработки Волгоградского аграрного университета получили на выставке «Зеленая неделя» четыре золотые медали.

Но особенно ценными для волгоградского АПК, по мнению главы регионального минсельхоза, обещают стать контакты с деловыми партерами, которые состоялись в рамках выставки «Зеленая неделя».

Например, уже заключен контракт о поставке сельхозтехники на сумму 3 млн евро между ОАО «ВолгоградАгроСнаб» и немецкой компанией «Квернеланд Групп СНГ». Сделка будет способствовать модернизации отрасли. А компания «Биг Дачмен» рассматривает возможность открытия своего представительства на территории Волгоградской области. Немецкая компания не исключает возможности производить комплектующие для сельхозтехники на волгоградских предприятиях. А это новый шаг в отношениях с поставщиками импортной сельхозтехники в Волгоградскую область.

– Мы посетили ряд немецких предприятий по молочному и мясному скотоводству. Для нас важно использовать их опыт, потому что в области реализуются программы «Начинающий фермер» и «Семейные животноводческие фермы», – сообщил Василий Иванов.

Создадим кооперативы

Ценным оказался и опыт немецкого кооперативного движения.

Дело в том, что в Волгоградской области молочное производство в значительной части сосредоточено в небольших личных подсобных хозяйствах. Их надо объединять, выстраивать для них логистическую цепочку с перерабатывающими предприятиями. По словам руководителя регионального минсельхоза, успешный немецкий кооперативный опыт нужно использовать и в нашем регионе.

Интересную перспективу в плане развития животноводческой отрасли обозначили контакты с шведской компанией Kermic International AB о поставках говядины из Волгоградской области. В заволжских районах региона начинает развиваться производство мраморной говядины, поэтому интерес к ней шведского бизнеса открывает широкие возможности развития этого животноводческого направления.

– В условиях ВТО нашу продукцию приходится продвигать за рубеж с большими усилиями. Для этого нужно привести ее в соответствие с европейскими стандартами, консолидировать усилия участников рынка и активно развивать международные бизнес-связи, – подчеркнул Василий Иванов.

Виктор ДОЛИВЕЦ