Парк сельхозмашин в Волгоградской области за последние годы существенно обновился
Почти половина всей техники в хозяйствах региона сейчас не старше 10 лет. И аграрии настроены продолжить курс на обновление. Правда, это напрямую зависит от урожая. Нынешний сезон начинался неблагоприятно, подвела погода, которая до последнего держала в напряжении, не позволяя прогнозировать объемы зерновых. Однако в конечном итоге валовка достигла запланированных 3,6 млн тонн, качество на высоте, торговля идет бойко. Это внушает надежду, что аграрии найдут возможность закупить новые машины. Тем более что сегодня действуют беспрецедентные меры поддержки.

Еще одна пятилетка
Чтобы стимулировать отечественного производителя техники, а также помочь аграриям обновить машинный парк, в стране уже не первый год действует программа субсидирования сельхозмашиностроителей. И если в прошлом году фермеры могли купить технику со скидкой в 15 %, то в этом – уже в 25%!
Как результат спрос на отечественные агрегаты заметно вырос, отечественные производители утроили объемы. Однако до полного обновления парка в хозяйствах страны по‑прежнему далеко, поэтому программа нуждается в продолжении еще на пять лет, считает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Цена вопроса – порядка восьми миллиардов рублей в год.
Новые наполовину
Волгоградские производители активно включились в гонку по техническому перевооружению.
– За последние годы количество техники со сроком эксплуатации менее 10 лет увеличилось в области до 50 %, – говорит заместитель губернатора – председатель облкомсельхоза Василий Иванов.
У волгоградских фермеров, кроме преференций, прописанных на уровне Федерации, есть и региональный бонус: в рамках соглашения, подписанного между обладминистрацией и машиностроителями из Ростова, можно рассчитывать на дополнительную скидку в 5 %. Итого техника из соседнего региона обходится волгоградцам почти на треть дешевле!
– Мы ежегодно покупаем по одному-два агрегата или машины, сейчас практически все заменили – есть новые комбайны, тракторы, сеялки, – рассказывает фермер Александр Журавлев, который начинал работать 15 лет назад на старых машинах. – В этом году планируем купить по госпрограмме со скидкой отечественные широкозахватные агрегаты для обработки почвы, чтобы сократить проходы по полю и затраты на топливо, а также избежать уплотнения грунта. Благо цена на сельхозпродукцию сейчас приличная, полученные от нее средства направим на обновление техники.
Пользуйтесь!
В течение 2018 года волгоградские хозяйства закупили полторы тысячи единиц техники на общую сумму в 3,5 млрд рублей.
– Если брать 2016‑2017 годы, то средняя величина – 1,9 тысячи машин, то есть в этом году мы немного отстаем, – уточняет Роман Баубель, замруководителя комитета сельского хозяйства. – Скорее всего, это связано с опасениями по поводу урожая: сначала ледяная корка, потом засуха. Но сейчас ситуация начала улучшаться. Думаю, за оставшиеся два месяца мы сможем приблизиться к показателям последних двух лет.
Пока в рамках госпрограммы приобретена лишь пятая часть техники. Аграрии опасаются брать кредиты. Но копить или выводить оборотные средства, с точки зрения экономики, не лучший вариант, уверяют эксперты.
– Покупая технику за собственные средства, мы не развиваемся, – говорит Василий Иванов. – Нельзя выводить средства из оборота на приобретение капитальных ресурсов. Современные аграрии должны пользоваться государственными механизмами.
Опыт наработаем
Кстати, кредиты также доступны волгоградским аграриям на очень выгодных условиях. Для тех, кто начинает с чистого листа, ставка составляет до 5 %. Те, у кого есть кредитное прошлое и оно безупречно, могут рассчитывать на 3,7 %.
Пожалуй, единственная причина, которая сдерживает рост объемов кредитования, – это неготовность аграриев к бумажной волоките.
– Сбор и оформление документов занимают два-три месяца, – говорит Ольга Радченко, начальник отдела облкомсельхоза. – Но ввиду того, что эта мера поддержки существует всего второй год, мы надеемся, что товаропроизводители будут накапливать опыт, и в результате сроки оформления будут сокращаться.
Кстати
Аграриев защитят от фальшивой техники
Поддерживая добросовестных производителей, в Правительстве РФ одновременно решили «перекрыть кислород» мошенникам, которые торгуют фальсифицированной техникой и запчастями. Для этого вводится сертификация легковых и грузовых машин, а также деталей к ним.
– По примерным оценкам, почти треть техники, используемой на полях, фальсифицированная, – говорит Павел Чумаков, заслуженный работник отрасли, советник волгоградского губернатора по вопросам АПК. – Этим грешат недобросовестные компании: бывшую в употреблении технику они оснащают контрафактными комплектующими и выдают за новые оригинальные машины. При этом получают поддельные сертификаты от таких же недобросовестных коллег. Неоригинальные, некачественные запчасти используются и при ремонте, их нелегально ввозят в страну из Азии. От этого страдают отечественные производители и несут миллиардные убытки. Поэтому, конечно, с фальсификатом нужно бороться.
Также нужно уходить от использования импортной техники, на которую больше всего и предлагают контрафакта. Для этого и необходима поддержка в виде субсидирования российских производителей. При этом зарубежные компании, собирающие технику в России из привозных запчастей, могли бы тоже воспользоваться такими льготами, отмечает эксперт.
Добавим, что ремонт машин с поддельными запчастями обходится порой дороже покупки качественного легального агрегата.
Людмила Бреусова, Марина Шабанова. Фото ИД «Волгоградская правда»