О малокомплектных школах замолвили слово

Свершилось! Депутаты приняли закон, направленный на поддержку малокомплектных школ. На протяжении всего прошлого года «Крестьянская жизнь» неоднократно поднимала тему малокомплектных сельских школ и проблемы, связанные с постоянным желанием ее реорганизовать, оптимизировать. Напомним, в канун Нового года состоялось заключительное в 2011 году заседание Волгоградской областной думы.

В основную и дополнительную повестки заседания было включено 38 вопросов, в том числе 19 законопроектов. Все законы, по словам специалистов, основополагающие, касающиеся всех муниципальных образований, образовательных, медицинских учреждений региона. В результате депутаты приняли целый ряд законопроектов, которые дадут импульс развитию социальной сферы.

Отстояли

Во втором окончательном чтении принят Закон Волгоградской области «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1143-ОД «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ». Закон предусматривает обновление системы финансирования образовательных учреждений региона, а также закрепляет понятие «малокомплектная школа» и порядок ее финансирования.

Недавно было выдвинуто предложение по доработке проекта нового федерального закона «Об образовании»: для принятия решения о закрытии малокомплектной школы каждый раз проводить открытую экспертизу.

– Я считаю, что предложенная мера имеет смысл, – комментирует инициативу председатель комитета по социальной политике, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в областной думе Ирина Гусева. – Малокомплектные школы – одна из наиболее тяжелых проблем российского образования. Обольщаться не стоит: демографическая ситуация будет ухудшаться еще несколько лет. Только к 2020 году мы достигнем того количества учащихся, которое имело место в 2003-2004 годах – восемнадцати миллионов человек. Тем не менее, сейчас решения о закрытии сельских школ зачастую принимаются некорректным образом. Доверия и понимания между тремя основными группами заинтересованных – учителями, родителями и местными властями – нет. Каждый преследует свои интересы. Решение проблемы малокомплектных школ выходит далеко за рамки системы образования – и это еще один весомый аргумент в пользу экспертизы. Ее должны осуществлять те, кто может способствовать разрешению ситуации.

Конкретизировали

Рассуждая на тему малокомплектных школ, нельзя забывать о том, что это вопрос социальный. Один из многих случаев, когда руководствоваться надо далеко не только тем, что выгоднее для бюджета. Не менее, а даже более важно обеспечить удобство жизни жителей малых сел и деревень.

Сегодня общее количество муниципальных сельских общеобразовательных учреждений составляет – 545, из них малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений – 283.

– Мы долгое время отстаивали идею, что норматив предельной наполняемости классов в сельской школе должен составлять не 14 человек, а по фактической наполняемости, сложившейся в наших сельских школах, – 8-9 детей. Эти поправки к региональному закону о порядке определения финансирования школ были приняты, – констатировала Ирина Гусева.

Помимо этого парламентарии ввели понятие «малокомплектное образовательное учреждение» и определили порядок его финансирования. Кроме того, учтено изменение числа часов учебной нагрузки в неделю для учителей, осуществляющих учебный процесс по ступени начального общего образования – было 20 часов, стало 18. Эта поправка увеличит размер зарплаты учителей в начальных классах.
– Этот закон должен положительно сказаться на финансовой составляющей труда моих коллег-педагогов и не допустит закрытия «малой» сельской школы, – сказала Ирина Гусева. – Нельзя окончательно подрывать престиж сельского учителя, лишать его работы, а село – одного из последних очагов культуры. Фракция «Единая Россия» Волгоградской областной думы приложит все усилия, чтобы сохранить школы, Дома культуры и другие объекты, даже если они не рентабельны. Надо понимать, что если в глубинке закрываются учреждения образования и культуры, то у этих территорий нет будущего.

Законом определено, что малокомплектными сельскими образовательными учреждениями считаются учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования без параллельных классов с общим количеством обучающихся: до 25 человек в муниципальных общеобразовательных учреждениях начального общего образования; до 40 человек в муниципальных общеобразовательных учреждениях основного общего образования; до 100 человек в муниципальных общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Увеличилось число часов по базисному учебному плану (по ступени начального общего образования было 25, стало 26, по ступени основного общего образования было 34, стало 35, по ступени среднего (полного) общего образования было 36, стало 37).

В результате чего увеличены коэффициенты удорожания по ступеням образования. Сохранены все ранее действующие коэффициенты к фонду оплаты труда. Также сохранены в полном объеме коэффициенты удорожания педагогической услуги от различных факторов (деление классов на группы, наличие групп продленного дня, наличие кружков, обучение детей в гимназических (лицейских) классах, коррекционных классах и классах компенсирующего обучения, в классах общеобразовательных школ-интернатов, при индивидуальном (групповом) обучении детей на дому и детей, находящихся на лечении в детских больницах).

Простимулировали

На заседании думы также был рассмотрен проект о внесении изменений в областной закон о дотациях сельским учителям по оплате коммунальных услуг. Как пояснила автор законопроекта Ирина Гусева, теперь в число получателей компенсаций включены педагоги, проживающие в городах, но работающие в сельской местности, рабочих поселках или поселках городского типа. На реализацию закона потребуется 4,2 млн рублей.
Этот закон коснется учителей, проживающих в городах, но работающих в сельской местности. Сейчас таких педагогов в нашем регионе насчитывается 186 человек. К сведению: среднемесячные расходы по оплате жилья, коммунальных услуг и электрического отопления жилья данной категории работников составляют 352,1 тыс. рублей. На реализацию этого закона в областном бюджете дополнительно заложены денежные средства в размере 4 млн 225 тыс. рублей в год.
Еще один законопроект, ранее принятый депутатами Волгоградской областной думы, подготовлен на основании многочисленных обращений бывших воспитателей и заведующих, работавших в сельских дошкольных учреждениях Волгоградской области, которые находились на балансе колхозов или совхозов.
– Следует учесть, что до реорганизации колхозов и совхозов основная часть детских дошкольных учреждений, находившихся в сельской местности, рабочих поселках, (поселках городского типа) на территории Волгоградской области, находились на балансе колхозов или совхозов, потому закон направлен на устранение социальной несправедливости в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг таким педагогам, – подчеркнула Ирина Гусева.