«Начинали с 30 соток»
– Как появилась идея ягодного бизнеса? И насколько этот интерес оправдан в нашей стране, в нашем регионе? Занята ли ниша?
– В нашей стране считается, что самая вкусная клубника – из Краснодарского края, из села Белореченского. Но я бы поспорила с этим – мне уже есть чем спорить. Изначально у нас был кусок свободной земли – 30 соток – и никаких идей, как его использовать. Тогда свекровь высадила на нем по несколько кустов малины и клубники. Я, по большому счету, подключилась к процессу только после рождения детей – уже стало понятно, для кого мы это растим, возник интерес. Когда со временем появились излишки, решили начать продавать, посмотреть спрос на ягоду.
– И что – вот так сразу поняли, что перспективы у такого ягодного хозяйства хорошие?
– Да, открылись колоссальные возможности! В стране в принципе мало ягодников, а в нашем регионе ягода бывает только привозная (если не считать мелких дачников). Поэтому свежую ягоду мы распределяем на ура. У нас уже есть группа постоянных клиентов из 150 человек. Берут и для себя, и уже для знакомых: в этом году развезли ее и на Черноморское побережье, и в обе столицы. В общем, ниша оказалась пуста. На конкурсе, например, один из главных экспертов сказал, что многие начинающие предприниматели в Волгоградской области затевались с ягодным бизнесом, но потом никого не осталось.
Получили хороший урожай
– Вы можете объяснить этот феномен? И не боитесь ли такого же будущего?
– Конечно, ягодный бизнес – это очень сложно: и физически, и морально. В этом году, например, у нас случилась настоящая катастрофа: в мае вся плантация померзла. Это был такой шок! Я от стресса почти месяц не могла спать больше двух часов. Все знатоки говорили, что предпринимать что либо бесполезно: максимум можно попытаться восстановить растения, но урожай уж точно ждать только в следующем году. Но я решила, что опустить руки мы всегда успеем, а сейчас надо делать все, что только возможно, а там – будь что будет. Мы днями и ночами выхаживали растения. Я кожей ощущала, как им, бедным, было плохо и тяжело, и в то же время чувствовалось их стремление к жизни – такая бешеная отдача на любое наше усилие их возродить. В результате мы получили урожай в этом году! Причем на две недели раньше, чем обычно, и в два раза больше, чем в прошлом году – почти полтонны ягод!
– Можете ли вы теперь подстраховаться и в будущем избежать катастрофы?
– Нет. От заморозков никуда не денешься, против природы не пойдешь. Но теперь мы знаем, что делать, если это случится, как бороться, как выстроить систему защиты и восстановления. У нас есть собственный опыт преодоления, а это очень важно, учитывая, что никаких методик выращивания ягод, никаких книг на эту тему просто нет.
– А вебинары, интернет-курсы не помогли? Кстати, заявку на региональный конкурс вы подали в надежде на хороших экспертов или на денежный приз?
– Я пыталась обучаться, но результата, честно, нет. Всю информацию дают очень поверхностно, в деле это почти не помогает. А что касается конкурса – ни то и ни другое! Я среагировала только на фразу «Вас покажут по телевизору». Это для меня стало решающим. Дело в том, что с этого года мы решили продавать не только свежую ягоду, но и продукты из нее, запустили вторую линию производства: ягодные чаи, джемы, желе, варенье, фриксы (продукты бережной сушки с сохранением всех полезных свойств ягоды). А это предполагает новых клиентов. Где их искать, как быстро заявить о себе? ТВ – именно то, что мне нужно было на этом этапе.
Остаться уникальными
– Ожидания от участия в проекте оправдались? Что дало участие в конкурсе?
– Меня поразило, насколько добросовестно было подготовлено это мероприятие: день у нас шли лекции, тренинги, день – выездные мероприятия. Мы ездили к бизнесменам, которые тоже начинали с помощью региональных программ, слушали их истории, чего они достигли. Сферы у людей совершенно разные – гончарное дело, обжарка кофе, фитнес-зал, Музей сказок. А главное, нас закрепили за экспертами, которые должны были вывести нас на новый уровень бизнес-мышления: научиться прорабатывать стратегию развития, строить конкретные планы. Мне буквально переформатировали мозги.
– Так, и что теперь в планах – расширение масштабов хозяйства?
– Да! Если до этого я была довольна тем, что имею, и больше особенно ничего не планировала, то теперь решила расширить плантации до 1 га и устойчиво занять позиции в регионе, стать региональным продуктом. Уже построили дополнительное помещение, начиненное техникой, в котором планируется перерабатывать новую продукцию (раньше мы для этих целей довольствовались собственной кухней). Еще поразило, что общение с экспертом не закончилось рамками конкурса. Ольга Ермаченко звонит мне, поддерживает, направляет. С ее легкой руки я вышла на маркетплейсы, хотя раньше и подумать не могла продавать свою продукцию через интернет.
– То есть теперь ваша цель – заполнить полки местных маркетов своими джемами?
– Ну, я же понимаю, что как только ты выходишь на промышленные объемы, то теряешь в качестве. Тебя вынуждают удешевлять стоимость, а за ней автоматически падает качество. Мы хотим по-прежнему делать все собственными руками, чтобы отвечать за каждую ягодку, каждую баночку варенья. Я очень щепетильно отношусь к производству, все время вношу что-то новое. Это творческий, трепетный для меня процесс! К тому же у меня столько лично знакомых клиентов, и мне было бы стыдно ошибиться, сплоховать. Много кондитеров, которым важно, чтобы ягода сохраняла внешний вид, могла пережить транспортировку. Я не могу никого подвести. Мы проделали такой путь – малину выбирали из 40 сортов, клубнику из 20. Хочется остаться уникальными! И не просто зарабатывать деньги, а любить свое дело, жить этим.