Зачитательная страна Россия?
Видимо, так посчитали чиновники в Министерстве образования РФ, когда в январе опубликовали список книг, которые рекомендованы для внеклассного чтения. Мне же всегда казалось, что обязательная программа – это обязательная программа. А вот что читать «внеклассно», я могу выбирать сама. Но теперь и тут нормативы введены. Возможно, это связано с тем, что не хотят школьники брать книгу в руки. Пространство Интернета для них сегодня предпочтительнее.
Что рекомендовано?
Чтение – это труд, это наконец определенная культура сообщества. Споры по поводу рекомендаций от Минобра не утихают до сих пор. На страницах форума того же Интернета порой разыгрываются вполне серьезные страсти. Стоит ли оставлять такие произведения, как «Молодая гвардия» Фадеева или «Как закалялась сталь» Островского? Не слишком ли сложно для понимания «Кролик, беги» Апдайка? Ведь такое произведение под силу человеку, уже умудренному жизненным опытом. В списке есть и серьезные исторические документы, такие как «Блокадный дневник» Даниила Гранина и Алеся Адамовича или воспоминания Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь», веселые и нравоучительные «Приключения Незнайки» Николая Носова и даже «Трудно быть Богом» братьев Стругацких. Что и говорить, книги для разных возрастов и разных характеров. Тут уже работа учителя, какую книгу в каком классе рекомендовать. Да и вообще список, по сути своей, рекомендательный.
– Этот список формировался много месяцев, в его составлении приняли участие видные ученые, учителя, родители, – говорит Светлана Строкатова, ведущий специалист отделения дошкольного и общего образования Минобразования по Волгоградской области. – Цель создания данного списка – привлечь ребенка к чтению литературы, которая, в широком смысле, помогает познавать мир. А в первую очередь – себя самого. Эти книги не входят в обязательную школьную программу. Учитель литературы может изучать их на уроках внеклассного чтения, рекомендовать детям и родителям.
В помощь родителям
И все же проблема, скорее, не в списке самой литературы, а в том, что не все рвутся читать даже то, что идет по программе.
Недавно встречаю приятельницу, жалуется: «Мой одиннадцатилетний сын не хочет читать книги. В доме огромная библиотека, а его хоть наручниками к столу приковывай. Кроме комиксов, ничего его не интересует».
Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам» и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?
После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских странах немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе (ну если не брать во внимание пример, приведенный выше). Компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты.
Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении своего чада: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.
Основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. В доме должны быть книги и у взрослых, и у детей, так как «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.
– Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в любви к чтению, – считает Ольга Романова, учитель русского языка и литературы гимназии № 3. – Когда он увидит, что читает мама, читает папа, он тоже потянется к книге. Школьнику, у которого нет этой семейной культуры, сложнее доказать ценность чтения.
Специалисты уверены, что список, утвержденный Минобразования, в первую очередь поможет самим родителям сориентироваться в современном потоке различной литературы.
– Составляя данный список, специалисты прежде всего делали акцент на том, что он будет вариантен, – говорит Лариса Савина, заведующая кафедрой литературы ВГСПУ. – Ведь есть два потока: то, что предлагает педагог, родители, и то, что хотят читать сами дети. Если вообще хотят читать. И для внеклассного чтения бралась такая пара книг: одна из взрослого списка, вторая из детского. Эта технология встречного движения является наиболее приемлемой для современных школьников. Но существует и инвариантный список – обязательный к прочтению по школьной программе.
Что читают взрослые и дети?
Как свидетельствует статистика, среди волгоградцев наиболее востребованна литература для дошкольного возраста: развитие моторики, внимания, обучение грамоте. То есть литература, которая помогает родителям найти точки соприкосновения с ребенком и уже с раннего возраста привлекать его к чтению.
Пользуются спросом детские писатели Носов, Чуковский, Волков, Драгунский. Но список авторов, востребованных в нашем регионе, разнится со списком популярной литературы, которую выбирают читатели в столице или Питере. У нас плохо продаются представители современной литературы. Многие просто не знают прозу последнего десятилетия. Но отмечается спрос на электронные книги. Сейчас у многих детей есть «читалки». Странно, но в этом списке преобладает фантастика.
По словам ученицы 10-го класса гимназии № 3 Анны Вепренцевой, для нее серьезная проблема выбрать из огромного количества книг самую интересную.
– Раньше пользовалась рекомендациями друзей в социальных сетях, – говорит Аня. – Сейчас список помогает. И я как раз больше интересуюсь современной литературой. Из любимых – Харуки Мураками, Анна Говальда.
А одноклассница Ани Яна Васекина предпочитает школьную программу.
– Но если есть выбор, – признается Яна, – изучаю литературу, посвященную саморазвитию, детской психологии, педагогике, социализации детей-инвалидов. В общем, все, что связано с моей будущей профессией.
Когда-то в недавнем прошлом СССР называли читающей страной. Да, не имея телевизоров, тем более Интернета, люди были обречены на чтение книг. В книжные магазины выстраивались длиннющие очереди «обреченных», жаждущих получить возможность подписаться на того или иного автора. Бывали, правда, и такие, кто подбирал книги под цвет обоев или обстановки квартиры. Но их были единицы. Большинство же читали с любовью, получая книгу всего на одну ночь, бережно оборачивали ее, дабы не испортить обложку. И… запоем на всю ночь.
Елена САДЧИКОВА.
Фото Егора СЕРГЕЕВА
Кстати
Раиса Скрынникова, руководитель регионального отделения Российского детского фонда:
– Среди множества программ, которые реализуются нашим фондом на территории Волгоградской области, есть и программа «Детская библиотека». Цель ее: организация благотворительной помощи детским, юношеским и школьным библиотекам в пополнении книжных фондов проверенной временем классической литературой. Российский детский фонд считает детские библиотеки прививкой от безвкусицы, духовной защитой от безнравственности, последней баррикадой необезображенной культуры для детей. Волгоградское региональное отделение Российского детского фонда делает все возможное, чтобы пополнить литературой книжные фонды районных детских, школьных библиотек. На протяжении последних лет неутомимо распространяет в регионе «фирменные» издания фонда: «Путеводная звезда. Школьное чтение» – прекрасно иллюстрированный журнал, адресованный молодежи, включающий произведения для программного и внеклассного чтения; «Божий мир» – ярко иллюстрированный журнал для детей и подростков, цель которого – познать основы православного воспитания и культуры.