Пшеница без химии
Отечественная органическая продукция в последнее время пользуется большим спросом на Западе. Основной интерес у иностранных трейдеров вызывают зерновые и бобовые культуры – пшеница, кукуруза, соя, ячмень, рожь, рапс, лен. Соответствуют ли волгоградские сельхозпроизводители мировым тенденциям и какую продукцию могут предложить, эти вопросы «Крестьянка» обсудила с экспертами в сфере АПК.
Продукция в цене
В Союз органического земледелия поступил запрос от Почвенной ассоциации Великобритании о возможных поставках органической сельхозпродукции из России. С аналогичными предложениями обратились и крупные трейдеры из Нидерландов, Германии, Франции и Италии. Ранее подобные обращения носили единичный характер. Запад в первую очередь интересуют зерновые и бобовые культуры.
По оценкам экспертов, последние 10 лет мировой рынок органической продукции стабильно растет на 5-15 %, а количество сертифицированных земель практически не увеличивается. У России есть в этом преимущество и большой потенциал. В стране около 20 млн га земель, выведенных из оборота, и на них давно не вносились удобрения, кроме того, у нас 38 % мировых запасов черноземов. Поэтому экспортный потенциал российской органики может составить около $ 5 млрд ежегодно. На такой объем можно выйти через 4-5 лет.
Стоит отметить, что цена на экспортную органическую продукцию значительно выше, чем на обычную, – на 60-100 %. Так, в прошлом году органическая пшеница на мировом рынке стоила 320 евро за тонну, а обычная – 160 евро, органический лен – 600 евро за тонну, обычный – 370 евро. Поэтому производство органических зерновых выгодно российским аграриям. Но чтобы освоить новый рынок, производителям необходимо пройти сертификацию в соответствии с требованиями импортеров.
Органическая или экологически безопасная?
Директор Волгоградского филиала «Госсорткомиссии» Михаил Харитонов считает, что для начала нужно определиться с понятием «органическая продукция».
– Уже давно идут споры о понятиях «органическая продукция» и «органическое земледелие», – говорит эксперт. – Для меня понятнее, когда речь идет об экологически чистом производстве. В наше время без применения минудобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста, а это все химия, невозможно добиться хорошей урожайности и чистоты полей. Хотя тот же азот, который содержится в воздухе и почве, калийные или фосфорные удобрения можно считать экологически безопасными соединениями, поскольку они берутся из природы, но только не стоит ими злоупотреблять.
Сложнее дело обстоит с инсектицидами – это мощная химия, которая может быть опасна для человека, но ей пока нет альтернативы в средствах защиты растений, особенно они актуальны для крупных хозяйств, где большие посевные площади. В небольших же хозяйствах, где обрабатывается мало земли, химию можно заменить органикой, использовать навоз, солому, остатки бобовых культур, сидераты.
– Но даже если применяется химия, то она накапливается не в зерне, а в соломе, так что никакого вреда для самой продукции, – говорит специалист. – И потом, у нас в регионе вносится минудобрений в среднем 15 кг д. в. на 1 га, в Краснодаре – 70 кг, а в Европе – 300-400 кг. Наши аграрии не могут себе позволить применять такое количество химии, поскольку она недешевая. Так что можно сказать, что волгоградская продукция экологически безопасная и при реализации должна стоить дороже.
По словам фермера из Серафимовичского района Александра Иванова, когда хозяйство маленькое, до 1 тыс. га земли, то средств на применение минудобрений и средств защиты растений зачастую не хватает, поэтому полученную продукцию можно смело считать органической. Вот только продать ее самостоятельно на экспорт проблематично – нужны большие партии зерна.
– Нашу продукцию сразу из-под комбайна забирают трейдеры, – говорит он. – Они формируют ее в крупные партии и не только реализуют по стране, но и экспортируют за границу. Но при этом крестьянам дают заниженную цену, а не мировую.
Для того чтобы решить вопрос сбыта, в регионе собираются организовать сельхозкооперативы, которые как раз и будут помогать малым и средним предприятиям реализовывать зерновую продукцию по приемлемым ценам.
Людмила Бреусова