Top.Mail.Ru
Волгоградец продолжает службу в пластилиновой армии - Крестьянская Жизнь
Дата 26 Марта, Среда
$ - 00,0000 € - 00,0000

Волгоградец продолжает службу в пластилиновой армии

Оказывается, от настоящего до пластилинового военного – один шаг. Бывший авиатехник Владимир Орлов создал целую армию солдат разных времен и народов. Увлечение детства военный с 26-летним стажем пронес через всю жизнь.

 

Волгоградец продолжает службу в пластилиновой армии

"Дед втравил в это дело"

 

 

Рассматривать маленькие хорошенькие фигурки можно бесконечно. Даже не верится, что все это из самого обычного российского пластилина.

– Дед прошел всю войну, от Сталинграда до Вены. Рассказывал, что, когда на душе становилось совсем тошно, он брал комок родной земли в ладонь и начинал мять пальцами. Это успокаивало и помогало выжить, – говорит мастер из Котельниково. – Дед меня и втравил в это дело.

Всю зиму Вовка увлеченно лепил с пацанами армии из пластилина, а весной начиналось грандиозное сражение. Потом сам стал настоящим солдатом: два года нес службу на химкомбинате в Челябинске. Общий же военный стаж Владимира Орлова – 26 лет, все эти годы он обслуживал самолеты в летном полку. И всегда с собой носил… кусочек пластилина. Чуть что не так – брал его в руки и лепил. Поначалу просто кирпичики, на смену которым приходили фигурки животных и, наконец, людей. Особенно интересно было лепить служилый люд. Так детское увлечение переросло во взрослое творчество. В коллекции военно-исторической миниатюры мастера-самоучки есть артиллерийский расчет 1812 года, рыцари разных орденов, представители казачьих войск – более 100 солдат разных эпох.

Работы быстро расходятся по друзьям и знакомым. «Живущие» в квартире Орлова несколько десятков скульптурок хранятся в большом ящике, при этом у каждой фигурки своя коробочка, тоже сделанная руками Владимира, из картона и скотча. Можно, конечно, и спичечный коробок для этого приспособить, но Орлов предпочитает свои работы упаковывать в личные футляры.

Предисловие к «ваянию»

 

 

У романа с пластилином было предисловие длиною в год. Ровно столько умелец искал подходящий пластичный материал, лак для него. То пластилин обесцвечивался от лака, то лак не высыхал на пластилине. Одна подопытная миниатюра сохла три месяца и превратилась в глину, которая, как утверждает мастер, является основой любого пластилина.

Работа над маленькой фигуркой начинается с солидной теоретической подготовки. По словам Орлова, военный мундир просто так не слепить. Нужны исторические знания, которые он черпает в многочисленных энциклопедиях. Дотошно, до мельчайших подробностей изучает фасон и цвет костюма, сопутствующее оружие. После этого золотые руки из проволочного каркаса делают прообраз задуманной статуэтки, подбирают необходимые цвета и тона путем смешивания пластилина. Например, чтобы сделать лицо, схожее по цвету с кожей человека, Орлов смешивает пять-шесть цветов пластилина.

Готовая миниатюра покрывается несколькими слоями лака. По словам Владимира, при температуре 18–20 градусов лак высыхает в течение 4–5 часов. Первый слой пластилин впитывает, как губка, затем происходит насыщение лаком. Вот и получается, что самый интересный, четвертый слой сохнет не менее 15–18 часов.

Если не ставить миниатюры под прямые лучи солнца, храниться они могут много лет.

Экскурс в историю

 

 

Владимир делает не только отдельные фигурки, но и композиции с яркими историческими персонажами. Одна из них относится к ключевому моменту Русско-турецкой войны 1877–1878 годов – обороне Шипки. Женская фигурка в облачении медсестры и сидящий рядом раненый священник.

– Это настоящий персонаж истории – Анна Колосова. На Шипкинском перевале были выбиты офицеры, ранен священник. И тогда две женщины, Анна и София (болгарская святая), подняли солдат в атаку, и те отбили перевал, – рассказывает миниатюрист о реальном прототипе своей пластилиновой Анны.

Другую миниатюру мастер сделал к 70-летию Победы. Задумка была показать преемственность поколений. Поэтому мы видим две соседствующие необычные пары: шведский рыцарь сдает свой меч Александру Невскому и рядовой 1941 года берет в плен немецкого офицера. Дескать, кто на нас с мечом пойдет, тот от меча и погибнет.

У ваятеля нет цели добиться портретного сходства, лица героев, в отличие от одежды, условные. Главное для мастера – передать суть вещей.

Ох уж эти женщины!..

 

 

Пластилин послушно обретает задуманную мастером форму иногда за полтора часа, а иногда за значительно большее время.

– Дольше всего, наверное, пришлось повозиться с композицией испанских мушкетеров. Они сами особых проблем не вызвали, но вот женщины! Они доставили много мучений, потому что надо было подчеркнуть каждую складку платья, выдержать тональность цвета, деталировку.

Такую тонкую работу автор делает руками и стеками, иногда в ход идут спички. Они остро затачиваются и получаются своеобразные мини-стеки. Специальных каких-либо приборов и приспособлений Орлову не требуется.

Мальчишки уже знают солдатиков бывшего военного, часто любопытствуют: «Дядя Володя, что-нибудь новенькое есть? Расскажите, кто это». И он рассказывает. Не исключено, что рука кого-то из этих юных слушателей тоже однажды потянется к пластилину, такому волшебному и военному.

 

 

 

DNG