Спасительное бездорожье
Говорят, одна из причин, по которой французы не смогли одолеть Россию-матушку в начале XIX века, это бездорожье. Стремительный марш-бросок не состоялся, потому что наполеоновские войска завязли в грязи. Пока шевалье вытаскивали из мутной жижи лошадей и выковыривали повозки с провиантом, русские мужики с дикими криками выскакивали из лесов и изрядно прореживали ряды захватчиков. Поэтому до Москвы добрались не все, а там, как известно, бедолагам пришлось и вовсе туго…
Минуло более двухсот лет, и страну опутали десятки тысяч километров асфальтированных дорог. Однако и сегодня на карте немало точек – как правило, небольших населенных пунктов, куда ведет только грунтовка, которая после дождя превращается в крепостной защитный ров.
Так далеко не уедешь
Еще пять лет назад многие села Волгоградской области после дождя или таяния снега оказывались отрезанными от мира. А что это значит? Это значит, что ребенок не сможет поехать в школу, скорая не приедет на вызов, пенсию не принесут, а хлеба в магазине не будет, пока не просохнет дорога. В общем, романтики никакой. Поэтому в рамках стратегии развития региона, утвержденной губернатором Андреем Бочаровым, одним из важных направлений стало восстановление и строительство сельских дорог.
Как рассказали «Крестьянке» в областном комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, за период с 2014 по 2018 год в регионе были построены 62 дорожных объекта общей протяженностью почти 215 километров. Они возводились по двум областным госпрограммам: «Развитие транспортной системы Волгоградской области» и «Устойчивое развитие сельских территорий».
– Кроме того, за пять лет всеми видами работ (реконструкция, капитальный ремонт, строительство) были охвачены 20 мостовых сооружений. В том числе на сельских территориях, – уточнили в ведомстве. – Как результат, надежное всепогодное транспортное сообщение обеспечено для жителей поселков 25 муниципальных районов.
Надежно и быстро
Одной из первых была построена дорога к селу Белогорки в Камышинском районе. Небольшой участок стоимостью 16 млн рублей соединил хутор с трассой Сызрань – Волгоград, и это стало праздником для 250 местных жителей.
К хутору Глушицы протянули дорогу от райцентра – станицы Кумылженской. По просьбам местных жителей в селе сделали разворотное кольцо для автобуса и построили остановку, так что теперь добраться до районной столицы – не проблема в любую погоду. А дорога от хутора Журавки до Елани сделала сообщение не только надежным, но и гораздо более скорым. Участок с нуля построенной дороги позволил сократить путь до райцентра на 30 км!
В Старополтавском районе построили семь километров дорожного полотна, соединившего село Торгун с Нижней Водянкой, а значит, и с «большой землей».
– С асфальтированной дорогой жить легче, – говорит сельчанин Юрий Сариев. – Ведь осенью и весной выехать из деревни было очень сложно. Например, у меня сильно заболел сын. Его надо было срочно доставить в больницу. А как? Дороги размыты, скорая приехать не может. Пришлось нанимать частника, у которого есть вездеход, и заплатить ему тысячу рублей.
По дороге к Торгуну сделали и новый мост через суходол, который заливает водой во время весеннего разлива. Когда-то жители поселения сами возвели здесь металлический мост. Но он не соответствовал современным техническим требованиям и не способен выдерживать большие нагрузки, поэтому было принято решение построить надежную железобетонную конструкцию.
К общей радости
Каждый год дорожники сдают десятки новых объектов. В этом году работы продолжаются. Так, в эти дни идет ремонт моста через ерик Бугроватый в Среднеахтубинском районе. Переход был построен более 50 лет назад, но за время существования пережил только один косметический ремонт, который заключался в усилении опорных балок конструкции.
– Этот мост не рассчитан на современные нагрузки, поэтому нуждается в более существенном ремонте, – отмечает представитель областного комитета транспорта и дорожного хозяйства Татьяна Пожарная. – Это позволит эксплуатировать его в нормальном режиме и обеспечить безопасный проезд автомобильного транспорта.
На объекте выполнена уже пятая часть всего объема работ: специалисты разобрали одну половину моста, демонтировали предаварийное покрытие и парапетные сооружения, подняли на 30 сантиметров пролетные строения и заменили четыре опорные балки.
Теперь предстоит заняться второй частью объекта и провести на ней такой же комплекс работ.
Мост связывает между собой не только населенные пункты, но и создает доступ к сельскохозяйственным предприятиям, которые располагаются в другой части Среднеахтубинского района. Поэтому ремонта переезда давно ждали и местные жители, и владельцы тепличных хозяйств.
В течение 2019 года в рамках региональной госпрограммы планируется отремонтировать также мостовые сооружения в Еланском, Киквидзенском, Урюпинском и Среднеахтубинском районах.
Импульс для развития
Надежное транспортное сообщение – одно из ключевых условий для того, чтобы на территорию зашел инвестор. Действующие сельхозпроизводители получают возможность наращивать объемы, строить теплицы, хранилища, к которым можно добраться в любое время года и продать товар по наиболее выгодной цене. Да и владельцы ЛПХ заинтересованы в том, чтобы к ним всегда могли добраться скупщики молока – порой для сельчан это основной источник дохода.
Все это, в свою очередь, дает мощный социальный эффект. Пополняется местная казна, выделяются деньги на благоустройство. Молодежь видит перспективу. Представители сильного пола понимают, что в селе будет работа и они смогут прокормить свои семьи. Женщины уверены, что дети попадут в школу при любой погоде и получат качественное образование. Да и гардероб можно разнообразить симпатичной демисезонной обувью: не все же ходить в резиновых сапогах!
Игорь Фомичев. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив