Между привычными рядами возникают фермерские островки с молоком, мясом, колбасами, сырами и прочей продукцией. При этом аграрии сами устанавливают цену, а ритейлеру оплачивают только стоимость аренды помещений.
Магазин в магазине
Фермерская продукция пользуется спросом – люди доверяют местным производителям. Теперь приобрести ее станет проще – для этого не нужно ехать на рынок или искать ближайшее место ярмарочной торговли, достаточно заглянуть в ближайший супермаркет. Реализация проекта началась в двух крупных торговых сетях, представленных в регионе.
Как отмечает глава КФХ из Нехаевского района Владимир Черничкин, обычно зайти в торговые сети достаточно проблематично. Это связано с минимальным объемом поставок, требованиями к упаковке, ассортименту, оформлению возвратов и др.
В данном случае бюрократические трудности сведены к минимуму. В рамках проекта ритейлер не планирует зарабатывать на фермерах. Каждому сельхозпроизводителю просто выделят площадь в торговом зале по договору субаренды. Фермеры сами могут определить, какая торговая точка для них интересней в плане местонахождения, логистики, трафика покупателей.
Получается, фермерский островок – самостоятельная торговая точка, где есть собственные прилавки, свой продавец, кассовое оборудование. Главы КФХ и предприниматели будут вести торговлю самостоятельно, а значит, устанавливать адекватную цену без накрутки, что очень важно для покупателей. Реализовывать они могут любую фермерскую продукцию – домашнее молоко, кисломолочные продукты, сыры, колбасы, копчености, мясо, сало, масло, выпечку.
Интерес ритейлера в данном случае заключается в том, чтобы увеличить число посетителей торгового зала.
При этом сети готовы сотрудничать с фермерами и в традиционной форме, заключая договоры на поставку определенного объема продукции. Для производителей овощей и фруктов предусмотрены льготные условия и упрощенная система оформления контрактов. При этом используется электронный документооборот, а при заключении долгосрочного контракта предприятие проверяют независимые аудиторы, чтобы оценить производство и гарантировать качество продукции.
Использовать все возможности
Как отмечает Владимир Черничкин, новый формат вполне может оказаться удачным, но все-таки подходит более крупным производителям, небольшим хозяйствам выгоднее реализация с лотка на рынках и ярмарках.
– На рынках хорошо организованы стационарные места, хотя за них нужно регулярно платить. Ярмарки – это немного другое, некоторые из них являются сезонными, некоторые расположены в не очень удачных местах, где невысокая проходимость, также им не хватает рекламы (надо активно информировать покупателей и продавцов, где и когда они работают). Тем не менее фермерам выгодно продавать здесь свою сезонную и скоропортящуюся продукцию.
Более продвинутые сельхозпроизводители, в частности молодые фермеры, стараются реализовать продукцию через интернет. Широкие возможности открывает использование маркетплейсов, онлайн-сервисов доставки продуктов. Но в данном случае также предъявляются определенные требования к упаковке, регламентирован минимальный объем поставок.
В одиночку мелкому фермеру трудно соблюсти все условия, но никто не мешает с целью увеличения рынков сбыта объединяться в кооперативы.
Это позволяет не только нарастить объем, но также наладить первичную переработку, фасовку, упаковку – на эти цели можно получить средства из бюджета.
Как сообщили в областном комитете сельского хозяйства, в регионе работают сегодня около 30 кооперативов, пользующихся различными мерами государственной поддержки. Так, федеральный грант может достигать 70 млн рублей: 170 млн рублей уже получили 10 волгоградских объединений. Для начинающих существуют региональные гранты – до 5 млн рублей, их получили 24 кооператива (102 млн рублей). Также выделяются субсидии на компенсацию затрат – до 50%.
Людмила Бреусова. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.