Ситуация на контроле
Комплекс мостового перехода через Волгу включает в себя четыре стратегических инфраструктурных сооружения, важных для области. В 2009 году был запущен первый объект – мост через Волгу, в народе именуемый «танцующим». А в июне 2020-го открылось движение по возведенному мосту через Ахтубу. Теперь пришла очередь третьего этапа. Будущая автомагистраль соединит уже имеющиеся.
Масштабное строительство решили разбить на этапы: в первую очередь сделать дорогу, которая свяжет мост через реку Ахтуба и хутор Лебяжья Поляна, а потом проложить магистраль от моста через Волгу до этого же населенного пункта с другой стороны.
Подрядчика для возведения трассы в 4,5-километра определит тендер, он уже объявлен. Ранее проект получил положительные технические заключения, «зеленый свет» на строительство дороги дало Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Так как проект имеет высокую общественную значимость, его вынесли на народное обсуждение. Специально для этого Экологический совет при Волгоградской облдуме сформировал рабочую группу из ученых, общественников, представителей органов власти, контролирующих ведомств и жителей Среднеахтубинского района. Ее участники буквально разложили проект по полочкам, и убедились, что новая трасса не окажет существенного влияния на уникальную экосистему природного парка. 22 сентября был сделан выбор в пользу варианта, который соответствует самым жестким экологическим требованиям.
Перегрузка зашкаливает
Все члены рабочей группы были едины во мнении: новая дорога нужна, необходимость в ней назрела давно. Сегодня трасса Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба ежедневно испытывает колоссальные перегрузки – по ней проезжает более 30 тысяч машин, что в пять раз превышает положенную пропускную способность. Это не только негативно отражается на состоянии воздуха, но и повышает аварийность. Так, за последние два года в ДТП на магистрали пострадало 109 человек, при этом 10, включая двоих детей, погибли.
– Дорога считается крайне неблагоприятной по состоянию аварийности. Количество ДТП растет из года в год, – заметил начальник отделения дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД РФ по Волгограду Марк Соркин. – С начала 2020 года здесь произошло 11 происшествий, в которых три человека погибли, 13 получили ранения. Особую тревогу вызывает факт детского травматизма.
В администрации Среднеахтубинского района говорят, что исчерпали все меры по предотвращению аварийности. «Дорога нужна, но не в ущерб экологии, пойме», говорят чиновники.
«Зеленый» компромисс
У решения о возведении стратегически важного дорожного объекта было четыре сценария. Первый появился в 1994 году – именно тогда был утвержден проект о строительстве трассы по имеющейся дороге. Однако он противоречит современному законодательству, запрещающему возводить подобные магистрали вблизи населенных пунктов. Кроме этого его воплощение было бы невозможно без переноса массы коммуникаций, сноса поселения, сооружения высокой насыпи и вырубки почти 16 тысяч деревьев.
Еще два варианта отклонили по причине «кровожадности»: требовался снос баз отдыха и болезненное для экосистемы пересечение ериков под острыми углами. К тому же пришлось бы строить временные дороги и новые эстакады. В итоге урон понесла бы не только водная среда поймы, но и лесной массив поредел бы на 31 тысячу деревьев. Да и стоимость такого проекта в разы превышала в итоге утверждённый.
В выбранном варианте учтены недостатки всех «предшественников», а главное по максимуму выдержан баланс между созданием комфортных условий для развития населенных пунктов и сохранению экосистемы Волго-Ахтубинской поймы.
– В общей сложности планируется убрать около 15 тысяч деревьев, при этом на стадии разработки рабочей документации будет предусмотрено снижение объемов вырубки еще на 15%, – заверил инженер Юрий Ершов.
Экологические обязательства значатся среди главных пунктов проекта строительства мостового перехода. Вместо вырубленных 15 тысяч деревьев в природном парке появится 235 тысяч, адаптированных под микроклимат уникальной территории. Областной комитет природных ресурсов уже определил место компенсационной посадки – ее начнут в 2022 году не после завершения дороги, а по ходу ее возведения.
Как уточнил зампредседателя этого ведомства Александр Кузенко, соотношение потерь от общего запаса лесного фонда в границах природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» составляет всего 0,2%. И эти объемы во много раз превышают ежегодные санитарные вырубки. К тому же большинство деревьев, которые придется вырубить из-за новой трассы, старые и больные.
И деревья в сохранности...
Ученые-экологи тоже тщательно изучили проект. Их вывод – компенсационные насаждения сохранят и даже в несколько раз увеличат лесной массив поймы, и даже станут ее спасением.
– Пойменные насаждения очень ослаблены, поражены гнилью, – разъяснял замдиректора филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Волгоградской области» Александр Олейников. – В рамках госмониторинга мы постоянно ведем обследование и надзор за очагами вредителей. В том числе, и на территории природного парка. Лесопатологи назначают рубки ослабленных насаждений. В 2019 году 28 гектаров было рекомендовано удалить. Согласитесь, что это несравнимо с 19 гектарами, что планируется вырубить при строительстве дороги. И здесь просчитываются также компенсационные посадки в гораздо большем объеме.
Не так давно общественность возмущалась уничтожением якобы реликтовых дубов в пойме. Однако ученые уверены, что эти деревья неправильно относить к реликтовым.
– Нынешнее поколение дубрав с большим трудом можно назвать реликтовыми, их уже давно нет, – уверен главный научный сотрудник ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский агролесомелиоративный институт», академик Константин Кулик. – Ведь реликтовыми считаются деревья, которые появились 10 тысяч лет назад, когда ледник отступал и образовалась лесная зона. От этих семян произросли дубравы в пойме. Но во время войны практически все они были вырублены. Поэтому в настоящее время им 50-70 лет и зачастую они больны. Их надо обязательно рубить, так как такие деревья разносят болезни, которыми поражаются здоровые поколения дубов.
Также академик считает неуместным вопрос: возводить или нет дорогу. Трасса нужна, и задача рабочей группы – выбрать оптимальный вариант, который бы учел интересы природы. «Мы следим за этим», подчеркнул профессор Кулик.
…И ерики полные
По минимуму при строительстве потревожат водную среду природного парка. По проекту предусмотрено пересечение шести ериков, но по самому короткому углу – почти в 90 градусов, что и обеспечит наименьшее соприкосновение с водоохранной зоной.
– Помимо этого на всех ериках предусмотрены мостовые переходы с минимальным вторжением в водную акваторию, – сказал главный ихтиолог Нижневолжского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Главрыбвод»Сергей Яковлев. – Опоры поставят на берегах и только во время весеннего паводка они станут попадать под залив воды. Еще на всех 10 понижениях будут очень широкие, бетонные проходы для воды. Во время весеннего паводка влага станет заходить в ерики и расходиться по тем участкам, куда выходит рыба на нерест.
Участники рабочей группы назвали представленный проект сбалансированным. Это и определило их выбор. Но для них все только начинается – эксперты, общественники, жители Среднеахтубинского района будут мониторить экологическую ситуацию до самой сдачи моста в эксплуатацию. Должны они быть уверены, что и новые деревья прижились в природном парке.
И уже в ближайшее время рабочая группа Экосовета во главе с Ириной Соловьевой сформирует лесостроительный проект с разметкой участков по компенсационным посадкам. При этом обязательно будет учтено мнение населения и общественности.
Кадры презентации предоставлены пресс-службой губернатора Волгоградской области
Наталья Карпова. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко и архив.