Мы богаты семью природными парками: «Донской», «Эльтонский», «Волго-Ахтубинская пойма», «Нижнехоперский», «Щербаковский», «Усть-Медведицкий» и «Цимлянские пески». Для туристов каждый из них – просто находка, ведь здесь много уникальных маршрутов для отдыха на любой вкус. Однако, чтобы он был действительно приятным, одних красот природы сегодня уже бывает недостаточно. Многим путешествующим хочется комфортных условий на территории парка, интересных собеседников-гидов. Кто-то тяготеет к экстриму...
Какой же сервис готовы предоставить сегодня наши парки? Как в них развит туризм, приносит ли он реальную прибыль? Об этом «Крестьянка» побеседовала с начальником отдела природоохранных мероприятий и развития системы особо охраняемых территорий комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области Дмитрием Золотаревым.
– У каждого парка, конечно, есть своя изюминка. А в целом сегодня их сотрудники предлагают туристам около 80 различных маршрутов. Для тех, кто хочет отдохнуть, например, у речки с удочкой или верхом на лошадях, – рекреационно-туристические, для любознательных – познавательные. Специально для школьников разработаны экологические тропы. В Волго-Ахтубинской пойме есть два таких маршрута: «Аптекарский огород» и «Пойма в миниатюре». Кстати, относительно лечебных трав, самое «богатое» место – в районе озера Эльтон. Мало того, что оно само уникальное, ведь соленость его в 1,5 раза (!) выше, чем у вод знаменитого Мертвого моря. Так еще и из 400 видов растений, растущих здесь, несколько десятков являются лекарственными. Из этого сотрудники Эльтонского парка тоже извлекают пользу. С полным знанием дела могут научить людей правильно собирать эти травы, заготавливать, хранить и использовать, – рассказывает Дмитрий Васильевич. – Однако по законам всех уровней парки, в первую очередь, являются природоохранной зоной, а потом уж рекреационной.
– Руководители природных парков утверждают, что в этом году финансирование рекреационной деятельности сократилось почти наполовину. И это якобы ограничивает возможности по качеству сервиса для туристов.
– Отчасти это так. Но не все так однозначно по поводу сервиса и вообще развития турбизнеса. У каждого парка есть четыре направления деятельности. Охрана природы, мониторинг краснокнижных видов растений и животных, а также эколого-просветительская работа финансируются из облбюджета. Но рекреационная деятельность, о которой идет речь, может и должна приносить парку доход. Поэтому средства из облбюджета выделяются только на поддержание в надлежащем состоянии мест массового отдыха. Финансирование же самих экскурсий с 2013 года в качестве эксперимента решено перевести на хозрасчет.
– В некоторых парках сократили работников, которые как раз специализировались в развитии рекреационного вектора. Можно предположить, что туризм там зачахнет?
– Если сидеть, сложа руки, конечно, – да. Но, потеряв часть финансовой поддержки, в парках не "потеряли" же свои уникальные красоты, особенности. Инициатива необходима! И в ряде парков она есть. Так, в Щербаковском только за последние шесть месяцев приняли несколько сотен туристов. Путешествующие, любознательные, любопытные, назовем этих посетителей парка как угодно. Они же не появились случайно? Организационный, коммерческий успех оттого, что руководство здесь активно работает с теми же туроператорами. А экскурсоводы совмещают основную деятельность по мониторингу с проведением экскурсий. Природный парк Волго-Ахтубинская пойма вообще с 2012 года официально сам стал туроператором. Также в свое время его руководство много средств привлекло из-за рубежа. То есть в этих природных парках уже поняли, что надо активно заявлять о себе. Давать рекламу, привлекать клиентов. Есть примеры иного рода. В парке Усть-Медведицкий активно сотрудничают с миниципалитетом. Это позволяет помимо доходов от туристической деятельности получать средства и от другой. Работники парка тракторами на коммерческой основе производят опашку районных территорий. Конечно, это факт, что в некоторых парках сократился штат. Также известно, что зарплаты у сотрудников небольшие. Но средства, которые парки могут заработать за счет коммерческой деятельности, они вольны тратить в том числе и на стимулирование своих сотрудников в качестве премий.
Конечно, всему есть свои пределы. И полностью переводить такие организации, как природные парки, на самоокупаемость нельзя. Вся мировая практика тому подтверждение. Хотя... Имеется исключение, но, акцентирую, – единственное в мире. Это Йеллоустонский национальный парк США. Но он выходит по финансам, и то всего лишь на «ноль», потому что известен на весь мир. Является старейшим заповедником на планете, основанным аж в 1872 году.
– С чего же лучше всего начинать увеличивать свои доходы паркам?
– Нужно использовать современные методики туристического менеджмента. Скажу проще – идти в ногу со временем. Есть ведь простые, но эффективные и обязательные приемы. Например, создание сайта, с помощью которого сегодня легче всего привлечь туристов. Например, у того же Усть-Медведицкого есть привлекательнейшие для туристов маршруты – сплавы на байдарках по Медведице и Дону. На такой экстрим здесь уже есть постоянные клиенты, причем не только из нашего региона. В природном парке "Щербаковский" есть уникальные места. Некоторые из них учеными вообще оцениваются, как чрезвычайно редкие. В Европе нет аналогов! Взять те же столпы на Волге. А речка Щербаковка протяженностью всего около 10 километров, которая фактически не имеет истока? Она проистекает из уступа огромной скалы кристально чистой родниковой водой, которую можно пить без опаски.
В целом же у природных парков области хорошая перспектива. В 2013 году заканчивается долгосрочная областная целевая программа по охране окружающей среды региона. Сегодня готовится новая программа на 2014-2020 годы, в рамках которой планируется заложить бюджетные средства на развитие инфраструктуры природных парков, включая и информационную составляющую. В частности, те же сайты. Возможно, будет задействована система малых грантов, которая также поспособствует улучшению экономической базы жемчужин нашего региона.
Екатерина МАНТУЛЕНКО