Top.Mail.Ru
Урожай доживет до денег - Крестьянская Жизнь
Дата 27 Июня, Пятница
$ - 00,0000 € - 00,0000

Урожай доживет до денег

Собрать хороший урожай для сельхозпроизводителя – еще полдела. Опыт ведения хозяйства – от небольшого личного подворья до крупных аграрных холдинговпоказывает – на уровень прибыли влияет не только количество собранных овощей или намолоченного зерна. Не менее важно сохранить урожай в целости и сохранности, чтобы продать его, когда складывается наиболее благоприятная рыночная конъюнктура.

Урожай доживет до денег

Зерно как казино

То, что реализация товарной сельхозпродукции напоминает игру в рулетку, сельхозпроизводители считают едва ли не аксиомой. Ведь угадать, в какой именно момент нужно будет продавать ее, практически невозможно. Как правило, в этой ситуации на помощь приходят крестьянская интуиция, умение чувствовать конъюнктуру и опора на опыт предыдущих лет. Но при этом сельхозпродукцию нужно суметь сохранить до самого выгодного момента, с точки зрения получения прибыли. Однако как раз с этим возникают большие проблемы.

– Многие небольшие СПК и фермеры не имеют собственных зернохранилищ и вынуждены держать зерно в буртах. Понятно, что сохранить долго его так не удастся. Поэтому крестьян зачастую реализуют урожай не по самой выгодной цене. А она в течение года может иметь двух- и даже трехкратный разброс, – отмечает коммерческий директор хлебоприемного предприятия «Кумылженское» Михайловского района, глава КХ Дмитрий Ишкин.

Многолетний опыт наблюдений показывает, что цены на зерновую продукцию, как правило, растут по мере уменьшения запасов и весной достигают максимума. Однако и тут не все так просто.

По зерну у нас вырисовывается некая ценовая рулетка, – продолжает Дмитрий Ишкин. – В позапрошлом году, например, в выигрыше неожиданно оказались те, кто продавал урожай прямо с колес комбайна по 5,5-6 тыс. рублей за тонну. Потом цена резко упала до 3 тыс. рублей за тонну, а те, кто хотел сохранить зерно «до лучшего времени» кусали локти.

Впрочем, такое случается достаточно редко, а сложившуюся закономерность «чем дольше хранишь — тем больше будет выручка» в большинстве случает подтверждает свою правильность.

– Расчеты показывают, что на долгосрочную перспективу сельхозпроизводителям выгодно иметь собственные хранилища, – подчеркнул Дмитрий Ишкин. – Но небольшие крестьянские хозяйства часто не имеют финансовой возможности их построить. С другой стороны, несложные расчеты показывают, что им выгоднее было бы за небольшую плату хранить зерно на элеваторе, чем продавать его в начале сезона перекупщикам по заниженным ценам.

Овощи без болезни

Аналогичная ситуация складывается и на плодоовощном рынке. Здесь из-за нехватки хранилищ и перерабатывающих мощностей многие сельхозпроизводители также вынуждены уже с осени реализовывать продукцию в другие регионы далеко не по самым высоким ценам. Все это приводит к тому, что с середины зимы даже продукция с длительным сроком хранения – морковь, лук, капуста, картофель и т. д. – на прилавках волгоградских магазинов нередко бывает представлена импортом.

Но самое неприятное, что при неправильном хранении урожай может полностью прийти в негодность и тогда можно вообще забыть о прибыли. Впрочем, эти потери можно минимизировать за счет своевременной и правильной обработки самих хранилищ и закладываемых в них продуктов.

Как отмечает агроном Центральной семенной базы Юрий Панов, тщательная подготовка хранилищ к зиме может свести потери урожая к минимуму.

– К примеру, качественный экологически чистый урожай овощей, выращенный без применения химии, стоит достаточно дорого, поэтому возникает проблема, чем обработать его перед хранением. Ведь при этом требуется сохранить не только сам продукт, но и его натуральность и экологичность, – говорит он. – Поэтому в последнее время очень популярными стали современные препараты на растительной или микробиологической основе.

По мнению агронома, проблема усугубляется тем, что в последнее время овощные культуры захлестнула волна болезней и вредителей. Одна из причин: мелкие производители беспорядочно используют ядохимикаты, и они перестают действовать.

Поэтому едва ли не на первое место выходит правильное хранение выращенной продукции. Оно актуально и для простых дачников, и для крупных сельхозпроизводителей.

– Это хорошо прослеживается по росту спроса на препараты, которые помогают сберечь плодоовощную продукцию – серные шашки, антитранспиранты и т. д., – отмечает Юрий Панов.

Однако кардинально решить проблемы, связанные со строительством хранилищ и организаций химической и биологической защиты урожая, могло бы развитие кооперации.

– Чтобы строить современные зернохранилища, фермеры должны объединяться в кооператив, а государство оказывать им всяческую поддержку, – говорит Дмитрий Ишкин. – Но при этом основные вложения в бизнес, в развитие своего производства, конечно, должны делать сами сельхозпроизводители.

С такой позицией согласен и Юрий Панов: «В кооперативе обработка сельхозугодий ведется комплексно и своевременно: по сезонам, по стадиям развития вредителей, болезней и т. д. Кроме того, значительно снижается себестоимость этих мероприятий».

Непременно строить нужно

Как сообщили «Крестьянской жизни» в министерстве сельского хозяйства Волгоградской области, регион является крупным производителем овощей, обеспечивая не только внутренние потребности населения, но и поставляет значительную часть произведенной продукции в другие регионы России.

Создание системы логистических центров на территории Волгоградской области даст возможность возродить хозяйства, занимающиеся выращиванием овощей и фруктов.

Важность этих мероприятий связана с тем, что короткий срок хранения овощей не позволяет сохранять урожай в обычных условиях без потерь, которые при обычном складском хранении достигают 35-45 процентов. Кроме того, стоимость овощей с момента уборки до реализации зимой-весной увеличивается в 2 раза, что обеспечивает рентабельность сельхозпроизводства. В настоящее время рынок логистических услуг в сфере производства, переработки и реализации плодоовощной продукции Волгоградской области находится на начальном уровне развития – он не сформирован, не структурирован и в большинстве случаев непрозрачен. При отсутствии саморегулируемых организаций в сфере логистического бизнеса отсутствуют стандарты логистических услуг. Спрос на качественные логистические услуги значительно превышает предложение, в то же время серьезная конкуренция отсутствует. При этом обеспеченность складскими площадями заметно отстает от общемировых тенденций.

Тем не менее овощная продукция, выращенная на волгоградской земле, успешно реализуется торговыми сетями. Список сельхозтоваропроизводителей, желающих работать напрямую с торговыми сетями, может быть значительно расширен. Сдерживающими факторами являются требования к мойке, упаковке и стикировке продукции, своевременной доставке продукции до логистических центров, которые не всегда может организовать фермер на своем поле. Крупные овощеводческие предприятия строят собственные овощехранилища с цехами мойки, полировки и фасовки овощей по стандартам, выдвигаемым торговыми сетями. Для развития более мелких хозяйств предусмотрена ведомственная целевая программа «Развитие логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции на территории Волгоградской области на 2013-2015 годы».

В соответствии с задачами программы овощехранилища будут состоять из складских помещений с поддержкой требуемых температурных зон, что полностью удовлетворит требования по качеству услуг, хранению плодоовощной продукции.

Ирина КРАВЧЕНКО. Фото Виталия СТУДЕНЦОВА