Top.Mail.Ru
Уехать из райцентра на кулички - Крестьянская Жизнь
Дата 23 Июня, Понедельник
$ - 00,0000 € - 00,0000

Уехать из райцентра на кулички

Проблема с перевозкой людей по межпоселковым, междугородним маршрутам в области, если объективно, возникла далеко не вчера. «Крестьянка», например, уже два год назад писала о сокращении рейсов в дальних селах Жирновского района. В прошлом году – о трудностях селян Калачевского, Нехаевского районов. Кто-то из глав муниципалитетов пытался решить проблему, кто-то просто отмахнулся. В результате в некоторых районах области ситуация обострилась до гневных народных писем президенту.

Черный вторник

Поселок Кузьмичи Городищенского района находится недалеко от Волгограда. Большинство жителей работает в областном центре. Многие студенты вместо того, чтобы снимать квартиры, возвращаются каждый день в родительский дом. Рейсов до областного центра всегда было достаточно. Но не так давно руководство ПАТП-2 решило провести реформу и сократить их число. И хотя «реформа» фактически, не успев родиться, угасла, день ее начала успел получить название «черный вторник».

Во-первых, мало кто смог попасть вовремя на работу, потому что транспорт по расписанию просто не пришел. Во-вторых, некоторые вовсе не смогли доехать, поскольку не поместились в автобусе. В-третьих, резко возрос риск травм. Да и просто ехать, как «селедка в банке», никому не понравилось. К вечеру «черного вторника» разъяренные граждане обрывали телефоны администрации поселка и диспетчерской ПАТП. Особо отчаянные поехали на «разборки», желая добраться лично до директора. В результате наступила «белая среда», и график восстановили. Правда, проезд повысился сразу на девять рублей!

Откуда же выросли корни кузьмичевской эпопеи? Согласно федеральному закону организация автобусного сообщения входит в круг полномочий городов и районов. В муниципалитетах узнали об этом не вчера, закон вступил в силу еще в 2007 году. Однако многие главы районов не готовили базу для самостоятельной организации перевозок. То есть из областного бюджета дотируют автобусное сообщение – и ладненько. Но время «че» все же совсем рядом. Региональные власти нацелили муниципалитеты на выполнение федерального закона. В некоторых районах главы отнеслись к проблеме серьезно, и сегодня уже есть примеры успешного опыта разрешения ситуации.

Два игрока – одно поле

Так, в городе Михайловка с 1 марта прекращено субсидирование трех маршрутов ГУП ПАТП – № 1, 3, 5. Но жители районного центра не ощутили перемены, так как власти позаботились, чтобы эти маршруты «закрыли» частные перевозчики. В конце марта здесь будет решаться вопрос о так называемых дачных рейсах, которые раньше осуществлялись исключительно ГУП ПАТП. В администрацию, которая инициировала процесс организации пассажирских перевозок, уже поступают предложения от частных перевозчиков, желающих работать на этих маршрутах.

И в Клетском, Калачевском, Октябрьском, Ольховском районах к работе активно привлечены частные перевозчики, которым дали в нагрузку нерентабельные маршруты. Схему автобусного движения удалось сохранить. Причем, рейсы не сокращены, плюс обошлись без увеличения бюджетных затрат и повышения стоимости проезда. И в Иловлинском районе глава администрации постоянно держит руку на пульсе. Потому здесь серьезных проблем не возникло.

– Конечно, проблема с пассажирскими перевозками внутри района появилась не вчера, а два года назад, – говорит глава Иловлинской районной администрации Иван Гель. – У нас уже тогда ПАТП стало сокращать рейсы или вовсе закрывать нерентабельные маршруты. Было ясно, что отмена рейсов в первую очередь скажется на жителях многих населенных пунктов. И очевидно, что ликвидация автобусного сообщения – это серьезный социальный вопрос. Мы решили проблему, организовав частников на маршрутках. В начале февраля этого года, когда в станице Сиротинской, хуторе Озерки ПАТП перестало обслуживать межпоселковые маршруты, мы пошли по проверенному пути. Вновь пригласили частных перевозчиков, которые с готовностью забрали оставленные ПАТП маршруты. Сегодня и жители хуторов Фастов, Широков, Качалино не имеют проблем, потому что частные перевозчики предложили жителям свои автобусы. Так что получается, что на некоторых маршрутах у нас сейчас работают и автобусы ПАТП, и частные перевозчики. Мы всегда стараемся найти компромиссное решение, при этом прежде всего отстаиваем интересы наших жителей.

Иван Гель считает, что инициирование и организация частного извоза имеет два преимущества. Во-первых, местные жители имеют гарантированную возможность поездок. Во-вторых, два «игрока» на транспортном поле – это здоровая конкуренция. Например, сейчас ПАТП устанавливают в автобусах видеорегистраторы, чтобы отслеживать работу водителя и кондуктора, а также систему ГЛОНАСС. Частники тоже развиваются, покупают вместо «Газелей» комфортабельные современные микроавтобусы. Маршруты уже начинают «дублироваться», и пассажиры уже выбирают, куда взять билет. Гель уверен, что подобная конкуренция приведет к повышению уровня транспортного обслуживания жителей района.

Без колес не останутся

Сложнее решать транспортную проблему в глубинных районах области. Но и здесь главы находят альтернативу существующей системе перевозки пассажиров. Так, в Руднянском, Новоаннинском, Старополтавском, Суровикинском, Кумылженском и Чернышковском районах создали собственные транспортные муниципальные предприятия. Теперь населенные пункты не отрезаны от райцентров. Конечно, без помощи «Волгоградавтотранс» руководителям муниципальных районов было не обойтись. Поэтому на начальном этапе производственная база региональной компании пригодилась.

Свой вариант решения проблемы нашли главы Новониколаевского и Нехаевского районов, заключив договор автобусного обслуживания с госпредприятием «Волгоградавтотранс». Население Николаевского, Палласовского, Дубовского, Даниловского, Котовского и Серафимовичского районов также не останется без «автоколес». Здесь муниципальные власти намерены выполнить свои служебные обязанности по соблюдению прав жителей на доступный транспорт.

– Сейчас мы активно обсуждаем разные варианты, – рассказал глава Жирновского района Александр Федорович Шевченко. – Запросили в ПАТП расчет каждого маршрута, чтобы выяснить, какие из них действительно убыточные и требуют дотаций из районного бюджета. Встречаемся с предпринимателями, частными перевозчиками. Для нас важно найти решение, которое бы устроило организаторов перевозок, и при этом не были бы ущемлены интересы жителей района. Хорошо, что есть время до 1 мая, отведенное правительством области, как переходный период, и финансовая помощь.

Татьяна КОНОВАЛОВА

Для справки

На территории Волгоградской области сегодня действует 770 маршрутов, 215 из них являются внутрирайонными и подлежат передаче муниципалитетам.

Из официальных источников

В конце декабря 2012 года региональное правительство поставило в известность глав муниципальных образований о том, что теперь внутрирайонные перевозки должны осуществляться за счет средств местных бюджетов. Также от муниципалитетов требуется обеспечить транспортное обслуживание населения на внутренних автобусных маршрутах, в том числе решить вопрос финансирования муниципального заказа на перевозку пассажиров. 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит эту обязанность к полномочиям муниципалов. Председатель регионального правительства Олег Керсанов отметил, что уже определен переходный период передачи полномочий: до 1 мая текущего года. При этом он акцентировал, что муниципалитеты получат необходимое финасовое сопровождение.

Уехать из райцентра на кулички