В регионе уже убрали половину посевных площадей, но крестьяне не спешат продавать зерно в ожидании оптимальной конъюнктуры.
Валовка ниже прошлогодней
– В уборочную кампанию уже включились практически все российские регионы, – рассказал зампредседателя областного комитета сельского хозяйства Андрей Максимов. – Средний показатель урожайности – в пределах 38 ц / га.
По прогнозам экспертов, в целом валовка в стране будет ниже прошлогодней, но еще остался переходящий запас зерна – около 7,7 млн тонн. Общего объема хватит для внутреннего потребления и на экспорт. Вывезти за границу планируется около 35 млн тонн пшеницы. Однако пока состоявшийся египетский тендер Россия не выиграла – более низкую цену предложили украинцы и румыны.
– По таможенным данным, Россия за первые две недели июля экспортировала 505 тыс. тонн зерна, что ниже прошлогоднего уровня. Из нашего региона за полгода вывезено 300 тыс. тонн зерна, – отметил Максимов.
Сейчас экспортные цены на пшеницу подросли – в Новороссийске цена на пшеницу с 12,5 % содержанием протеина составляет 194 доллара франко-борт. Повышение обусловлено двумя причинами. Во-первых, Минсельхоз США существенно скорректировал прогноз урожая в сторону уменьшения. Во-вторых, фермеры решили придержать зерно и трейдерам ничего не остается, как привлекать их более выгодной стоимостью. Плюс ко всему рубль укрепился по отношению к доллару, это тоже сыграло свою роль.
В регионе в настоящее время сложились следующая ценовая ситуация: 3‑й класс закупают по 9,2 рубля с НДС, 4‑й класс – по 8,6‑9 рублей, а фураж – по 7,5‑8 рублей. Эти цифры на уровне прошлогодних цен. Помимо нового урожая, на восьми элеваторах и ХПП хранится 216 тыс. тонн зерна федерального интервенционного фонда. В этом году интервенционные закупки еще не объявлены, но могут также повлиять на цену.
Минсельхоз РФ уже определил минимальную стоимость при проведении государственных закупочных интервенций. По ЮФО мягкую пшеницу 3‑го класса будут закупать по 11,1 тыс. рублей за тонну, 4‑й класс – за 10,2 тыс., фураж – 9,1 тыс., рожь – 6,7 тыс., ячмень – 10,6 тыс., а кукурузу – 9,7 тыс. рублей.
Не мешайте
– Жара и дожди повлияли на качество зерна, натура у него колеблется от 600 до 800 г / л, – говорит трейдер Андрей Тарасьев. – Если она низкая, то советую сдавать продукцию мукомолам. Некоторые пытаются смешать мелкое и щуплое зерно с продовольственным, но мельница его не возьмет, поскольку оно будет проскакивать между валками. Ей выгоднее сначала смолоть мелкое, а потом крупное зерно и затем смешать муку. Поэтому не миксуйте его. Мировые цены пока не повышаются, следовательно, и внутренние на месте. Сейчас вся Россия включилась в уборку и только после этого установится цена. Сложная ситуация в Саратовской области, там урожай погорел. Но хорошо сработал Краснодар, собрав продовольственное зерно, а наша продукция по качеству немного уступает ему. Хотя обычно именно волгоградским зерном 3‑го класса улучшали партии на экспорт.
По мнению эксперта, пока установилась хорошая цена, хозяйства могут продать 10‑15 % урожая, чтоб покрыть текущие расходы и погасить кредиты. А вот дальше предугадать – вырастет она или упадет, сложно. Если отслеживать тенденцию последних шести лет, то пик цен на зерно приходится на октябрь-ноябрь, затем они замирают или падают, и редко бывает, что поднимаются выше. Главное – заранее подготовить все документы на продукцию, чтобы потом не терять время на это и не упускать цену.
– Россия пока не выиграла на мировом рынке ни одного тендера и цена просела. В августе операторы зерновозов поднимут стоимость на услуги транспортировки, и грядет падение цены на зерно. Кроме этого, налоговая инспекция «зажала» экспортеров с возвратом НДС и подключила хартию перевозчиков, чтобы они платили не 6 % подоходного налога как сейчас, а 13 %. Все это ударит по сельхозпроизводителям, – предупреждает трейдер Михаил Лемякин.
По мнению специалиста, сегодня выгоднее транспортировать зерно по воде, чем по железной или автодороге. Волгоградская и Саратовская области – основные отправители сельхозпродукции через ВДСК. Уровень воды в этом году позволяет судам с высокой грузовместимостью без проблем сплавлять продукцию. Но пока перевозки на 40 % ниже прошлогодних.
По железной дороге в прошлом году вывезено 38 % волгоградского урожая. Сегодня РЖД предлагает аграриям новые условия – до новороссийского порта доставляют зерно за двое суток, для транспортировки предлагают контейнеры, в которых можно перевозить плодоовощную продукцию, нут, горчицу прямо с поля. Доступно также таможенное оформление документов и другие бонусы.
По данным Управления Россельхознадзора, с начала года за пределы региона реализовано 905 тыс. тонн продукции растениеводства. Из них 685 тыс. тонн отправлены на экспорт через порты Краснодарского края, Ростовской и Астраханской областей, в том числе 180 тыс. тонн – экспортировано напрямую. Железнодорожным транспортом вывезено более 329 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки.
Напомним, перед аграриями региона стоит задача – удвоить экспорт сельхозпродукции, объем экспортных поставок должен превысить 212 млн долларов. Кстати, для предприятий – экспортеров предусмотрена господдержка – компенсация понесенных затрат на транспортировку сельхозпродукции наземным (в том числе железнодорожным) транспортом. В прошлом году объем таких субсидий составил 5,5 млн рублей.
Людмила Бреусова. @ Фото ИД «Волгоградская правда»