На форуме Общероссийского народного фронта в Йошкар-Оле предложено ввести квоту на присутствие продукции местных сельхозпроизводителей в торговых сетях. С такой инициативой выступили участники площадки «Честная и эффективная экономика». Волгоградские аграрии считают, что такая мера обеспечит дополнительный сбыт продукции и позволит эффективно планировать экономическую деятельность хозяйств.
Серьезной проблемой для фермеров по-прежнему является закрытость крупных торговых сетей для их товаров. Как сообщалось на форуме, одна из причин отсутствия в магазинах продуктов от местных сельхозпроизводителей – дорогой «вход» на полки. Цену ритейлеры, как правило, устанавливают по своему усмотрению, а в погоне за покупателями они все чаще реализуют продукцию под собственным брендом, что позволяет снизить цену на 15–20%. Из-за этого местные производители становятся неконкурентоспособными и вынуждены уходить с рынка.
Для того чтобы разрешить эту ситуацию, предложено ввести обязательное квотирование на присутствие местной продукции на прилавках сетевых магазинов. Однако представители торговых сетей могут считать, что далеко не все местные компании могут обеспечить магазины качественной продукцией и в необходимом объеме.
Глава Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации Анна Заборенко сообщила о контраргументах сетевиков. Они ссылаются на то, что продукция фермеров не отвечает их требованиям: она должна быть помыта, расфасована, промаркирована и др.
– Но средств на приобретение оборудования для такой обработки у сельхозпроизводителей не хватает. Закрыть этот вопрос может объединение усилий мелких хозяйств в рамках сельхозкооперации, – считает она.
Впрочем, на форуме ОНФ предлагались и другие пути решения проблемы. В их числе улучшение инвестиционного климата в регионах, создание комфортных условий для развития местного производства.
Волгоградские сельхозпроизводители считают, что введение квоты станет для них хорошей поддержкой: стабильный и гарантированный сбыт позволит планировать производство и наращивать его объемы.
Как прокомментировал «КЖ» директор ООО «Совхоз «Карповский» Городищенского района Владимир Чунихин, местные овощеводы полностью обеспечивают потребность региона, но реализовать свою продукцию через торговые сети им сложно.
– У сетевиков очень жесткий принцип допуска товара, плюс отсрочки по оплате, – отмечает фермер. – А нам нужны «живые» деньги, чтобы работать, платить людям зарплату и за энергоресурсы. В сетях наша продукция представлена, но мало. При этом она попадает туда не напрямую от производителя, а через третьих лиц, которые накручивают цену.
Аналогичного мнения придерживается директор ООО «Айтакс-Молоко» Жирновского района Андрей Григорьев:
– Хоть и с трудом, но нам удалось пробиться в торговые сети. Но таких счастливчиков среди фермеров немного, поскольку требования ритейлеров для них слишком жесткие и не все могут им соответствовать. Считаю, что квотирование местной продукции в сетевых магазинах необходимо ввести, чтобы аграрии могли реализовать свою продукцию по достойной цене, а не сдавать ее за бесценок перекупщикам.
Текст: Людмила Алексеева
Фото: Сергей Григоренко