Идею создания самоходных помощников Павел Викторович вынашивал во время учебы в Волгоградском сельскохозяйственном институте. Изучаемые дисциплины «Технология металлов», «Сопротивление материалов», «Оборудование станков», «Сельскохозяйственные машины», «Сварочное дело» позволили ему самостоятельно не только подготовить и успешно защитить дипломную работу «Ремонт корпусных деталей КПП трактора К-700 «А», но и построить в мастерской института мотоблок для обработки земельных участков. Восемь лет работы главным инженером в совхозе «Таловский» добавили к теоретическим знаниям опыт практической работы. В 1990 году он переезжает с семьей в Камышин, где работает главным инженером маслосыркомбината «Камышинский», руководит ООО «Металлосервис».
– Тяжелое время девяностых годов мне и моей семье, а у нас с женою трое детей, помогли держаться на плаву самодельные минитрактора, – рассказывает Трахин. – Я их делал в своем гараже и продавал.
В то время очень многие спасались, выращивая продукты на дачных участках. Универсальной малогабаритной техники не было. Вот когда пригодились его знания, умение работать с металлом, да и страстное желание экспериментировать.
– Я поставил перед собой цель создать минитрактор по размерам, тяговому усилию, способности выполнять несколько операций, удовлетворяющий запросам дачников, – вспоминает Павел Викторович. – Но чем меньше техника, тем ее сложнее построить! И все же я сделал именно то, что хотел! Многие детали, узлы пришлось сделать самому, пользуясь тем, что находил на металлоприемных пунктах. Пять минитракторов в среднем имели вес 500 килограммов и максимальную скорость 49 километров. На первой передаче трактор шел 5,5 километра в час, на второй передаче – 11,5, на третьей – 21 километр в час, а на четвертой передаче 35,5 километра в час. Двигателем являлся двигатель от военной электростанции УД-25. Муфта сцепления самодельная с дисками сцепления от трудяги «Запорожца». Понижающий шестеренчатый редуктор – полностью мое творение. А вот КПП от ГАЗ-53, детали трансмиссии позаимствованы от Т-40, тормозной механизм автомобиля УАЗ. На вспашку одной сотки расходуется 250 граммов 80-го бензина. Для вспашки до 20 сантиметров мною был сконструирован однокорпусный плуг. Основная деталь косилки, работающей от вала отбора мощности, вертикальный срез силосного комбайна. Трактора буксируют самосвальный прицеп грузоподъемностью в 500 килограммов. При правильной эксплуатации данная техника может работать очень и очень долго. Все построенные мною пять тракторов успешно работают в Камышинском и Котовском районе.
Есть у инженера-конструктора из Камышина и новая разработка под интригующим названием «Сказка». В этом также минитракторе он мечтает воплотить многие свои идеи. Уже около 60 процентов того, что начерчено, рассчитано в его тетрадях, обрело реальные черты. Двигателем новой модели является мотор автомобиля «Нива», дифференциалы от импортного легкового автомобиля, колеса – переделанный вариант модели переднего моста трактора Т-40. Особая гордость конструктора – понижающий редуктор, рассчитанный и собранный им самостоятельно.
– Особой нужды в тракторе, который будет в 2,5 раза мощнее предыдущих, нет. Я просто набрал скорость и не желаю останавливаться. К сожалению, загруженность на основной работе не позволяет уделять «Сказке» много времени. Но у меня есть помощники! Во-первых, сын Дмитрий – студент машиностроительного факультета ВолГТУ. Во-вторых, в гостях бывают внуки Владислав и Даниил. Им по 2,5 года, так что пока они могут оценивать технику только с позиции пассажиров. Но, надеюсь, в будущем порадуют деда, конструируя свои «Сказки»! Пока учу их, ведь умение творить своими руками – качество бесценное, сравнимое с владением письмом и чтением!
Андрей КУТЫГА