Рынок любит маневренных

Во всем мире маркетинг в сельском хозяйстве имеет отличительные особенности, которые вытекают из особенностей самого производства и характера производимой продукции. В чем конкретно это выражается, как отражается на бизнесе и что необходимо делать сельхозпроизводителю? На этот вопрос «Крестьянки» ответил старший преподаватель кафедры менеджмента и агробизнеса ИПККА ВолГАУ Наталья Быстрова.

– Сельхозпроизводители везде находятся в относительно худших, по сравнению с фирмами в других отраслях, условиях маркетинговой деятельности. Из-за сезонности, деятельности производственного цикла, зависимости объемов производства и продаж, от погодных условий предприятие не может так же быстро отреагировать на изменения рыночной ситуации, как это делают производители иной продукции. Естественными являются и определенные ценовые циклы – понижение рыночной цены в период сбора урожая и ее повышение в весенний период.

Из-за скоропортящегося характера продукции фермер ограничен временем в принятии решения о том, кому и по какой цене реализовать продукцию. Если продукцию негде хранить, это нередко вынуждает соглашаться на продажу по невыгодной цене.

Особенностью сельского хозяйства является относительно небольшой размер предприятий и большое их число. Им противостоят крупные компании, поставляющие фермерам ресурсы или покупающие их продукцию. Они стараются использовать свое доминирующее положение для завышения цен на поставляемые средства производства и, наоборот, на занижение цены на закупаемую с/х продукцию. Во многих странах в отношении подобных компаний государство активно использует антимонопольную политику. Кроме того, объединяются и сами фермеры, образуя кооперативы по закупкам семян, удобрений, по совместной продаже сельскохозяйственной продукции. Играет значение и положение сельскохозяйственных производителей в производственной цепочке – между производителем и потребителем целая система оптовых, перерабатывающих и розничных фирм.

Однородность производимой в сельском хозяйстве продукции ограничивает использование предприятиями такого действенного маркетингового рычага, как реклама. Однако для некоторых продуктов, продаваемых на розничном рынке, – картофеля, овощей, фруктов, определенная реклама возможна, и ее надо максимально использовать.

Использование сельхозпродукции как сырья для производства продуктов питания делает спрос на сельхозпродукцию относительно устойчивым и ограниченным. Это значит, что даже если производители снизят цену на свою продукцию, спрос на нее существенно не увеличится. Поэтому фермеры не могут активно использовать цену как маркетинговый рычаг для весомого увеличения объема продаж. Вместе с тем, изменение рыночных цен оказывает влияние на уровень потребления абсолютного большинства продовольственных товаров.

Для принятия правильных решений главе КФХ надо владеть как можно более полной информацией. Как работать с потребителем, как правильно выбрать момент или нишу рынка, сферу хозяйственной деятельности? Практические знания по маркетингу можно получить на кафедре менеджмента и агробизнеса в Институте повышения квалификации кадров агробизнеса ВолГАУ, тел.: 41-05-04, 41-15-96, E-mail: ipkka.volgau@mail.ru.