Пшеница отправится за море

Субсидирование железнодорожных тарифов поможет в экспорте волгоградского зерна 

Российская пшеница на мировом рынке пользуется большим спросом, экспорт ежегодно увеличивается. В этом году при очередном большом урожае зерновых в стране планируется экспортировать до 40 млн тонн. Часть зерна поставят и волгоградские аграрии. Правда, на рынке существуют проблемы по перевозке продукции. Как власти и фермеры планируют их преодолеть, разбиралась «Крестьянка».

Дешевая железная дорога

В этом году, по прогнозам аналитиков, отечественные аграрии соберут рекордную валовку – более 130 млн тонн зерна, но при этом снижаются цены на него. Так, пшеница третьего класса подешевела до 8,5 тыс. рублей за тонну, четвертого класса – до 7,5 тыс. На цены влияет не только большой урожай, но и нехватка мощностей по хранению и вагонов-зерновозов. Глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев, сообщает ведомство, предложил стабилизировать их за счет экспорта, стимулировав его обнулением ставок РЖД на перевозку.

Речь идет о субсидировании железнодорожных тарифов на транспортировку зерна из Поволжья, Урала, Сибири в южные порты. Это, по мнению экспертов, убедит трейдеров закупать зерно не только на юге страны и прекратит падение цен.

– Мы ставим вопрос, чтобы тариф был практически нулевым, но это касается РЖД. Тариф компаний-перевозчиков, конечно, останется. Но мы будем и их стимулировать снижать ставки, – отметил министр Александр Ткачев.

Субсидирование железнодорожного тарифа из удаленных регионов повысит конкурентоспособность пшеницы и долю железнодорожных перевозок с 30 до 40 %. Также Постановлением Правительства РФ утверждены правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку сельхозпродукции железнодорожным и автомобильным транспортом из южных и центральных регионов в Сибирь и на Дальний Восток. Субсидирование транспортных издержек призвано стимулировать экспортные поставки отечественной сельхозпродукции.

Спрос на зерно

По данным Федеральной таможенной службы, к началу осени было экспортировано 7 млн тонн зерна нового урожая, а всего будет вывезено, по мнению экспертов, около 40 млн тонн. При этом сельхозпроизводители смогут заработать $ 7-8 млрд. Напомним, в прошлом году на экспорт ушло 35,5 млн тонн зерна из собранных 117 млн. Сейчас Россия экспортирует сырье в Бангладеш, Иран, Аргентину, Бразилию.

Волгоградские аграрии тоже заинтересованы реализовывать свою продукцию за пределы страны, поскольку закупочная цена на нее выше.

– В этом году урожай хороший, зерна много, поэтому цена на него по сравнению с прошлым годом упала, – говорит глава КФХ из Алексеевского района Иван Николаев. – А чтобы дождаться нормальной стоимости, хранить его негде, все ангары и элеваторы забиты. Единственный выгодный вариант – продажа на экспорт. Но нужны большие объемы зерна, и транспортировка обходится недешево, поэтому необходимы меры поддержки. Вот тут и поможет обнуление железнодорожных тарифов.

В регионе уже собрано 5,4 млн тонн зерна. По словам первого заместителя губернатора Александра Беляева, для собственных нужд области нужно 1,5 млн тонн зерна, а излишки и переходящий остаток с прошлого года – а это 4 млн тонн – предстоит реализовать за ее пределы, в частности, на экспорт в Иран, Турцию, Азербайджан.

– Для того чтобы без проблем и задержек вывезти сельхозпродукцию, есть договоренность с руководством Приволжской железной дороги об ускорении ее транспортировки, – говорит Беляев. – Это позволит на 30 % больше перевозить зерна железнодорожным транспортом и удешевит его доставку.

Более 20 станций готовы к отгрузке зерна. В сутки можно загрузить 460 вагонов – это 24 тыс. тонн продукции. А если учесть, что обнулится тариф на железнодорожные перевозки, то это значительно облегчит жизнь крестьян. Кроме того, в регионе работает пять водных портов, через которые тоже можно отгружать новый урожай.

Людмила БРЕУСОВА.
Фото ИД «Волгоградская правда»