Последний аккорд?
Камышинский колледж искусств был открыт в 1968 году к 300-летию Камышина. В колледже обучаются студенты на отделениях: теория музыки, фортепиано, духовые инструменты, вокал, народные инструменты, дизайн, дирижерско-хоровое, струнное (скрипка, виолончель, контрабас), художественное. Первым директором училища был известный музыкальный деятель Валерий Николаевич Емелин. За годы работы училище подготовило тысячи выпускников. Их можно встретить не только в музыкальных учреждениях России, странах СНГ, но и в Германии, Швейцарии, Чили.
Многие выпускники с гордостью носят звания лауреатов, дипломантов, победителей многих конкурсов различного уровня: это Елена Несвет, Яна Артыковская, Дмитрий Глуховской, Максим Ткачук, Настя Шлыкова, Александр Квашнев, Виктор Герасимов и многие другие.
С каким настроением Камышинский колледж искусств, столь престижное учреждение по подготовке музыкантов, ожидает приход юбилейного 45-летия образования училища? К сожалению, настроение у преподавателей и администрации, мягко говоря, не предпраздничное. Объяснить это может анализ статистики с открытия колледжа до сегодняшнего дня. Основной вывод такой: количество поступающих и выпускников по основным специальностям уменьшилось в разы!
Мнения
Валерий Александрович Матвеев. Первый выпускник Камышинского колледжа искусств. Преподаватель игры по классу баяна. Стаж работы в колледже 40 лет.
«Во время моей учебы и в 70-80-е годы желающих учиться в колледже было очень много. Здесь мечтали учиться выпускники музыкальных школ с каждого района области, Волгограда, Волжского, Саратова. Шел непременно конкурсный отбор, позволявший преподавателям выбрать лучших из лучших! Это счастье – работать с талантами! Неудивительно, что примерно одна треть выпускников каждый год становилась студентами консерваторий в Саратове, Харькове, Петрозаводске, Астрахани, Казани. Я окончил Свердловскую консерваторию. Уже 12 лет руковожу оркестром народных инструментов, и что я вижу? Количество участников оркестра народных инструментов без первокурсников и преподавателей в 70-80-е годы доходило до 60! На сегодня вместе с преподавателями в оркестре 25 человек. Количество желающих получить профессию баяниста снизилось в разы! Понять родителей и выпускников школ можно: кто в состоянии приобрести, скажем, баян по цене автомобиля в 500 тысяч рублей? Кто выберет профессию, не дающую гарантированного заработка? Иначе как катастрофой такое положение дел я не могу назвать!»
Владимир Иванович Перепечин. Окончил Саратовскую консерваторию по классу баяна в 1975 году.
«Конечно, лет 30-40 назад отношение, а это, по сути, одно и то же, что уважение, к музыкантам моего профиля было на несколько порядков выше. Например, мне как молодому специалисту, имевшему семью, двухлетнего ребенка, через три года городские власти выделили квартиру. А сколько было желающих учиться у нас! Нагрузка была у преподавателей большая, работали на две полные ставки. Кому пришла в голову мысль ломать традиции, отработанный десятилетиями принцип подготовки музыкантов? И вот он, финал – нам, педагогам, замены нет, желающих учиться на баяне минимум… Навязанный попкультурой принцип упрощения приводит к появлению серых личностей, не способных к творчеству, со слабой памятью, эрудицией, низкой коммуникабельностью, не способных упорно трудиться. Вот они и прыгают в окна высоток, пополняют ряды алкоголиков, наркоманов. А ведь всего этого не было бы, если бы дети учились игре на музыкальном инструменте! Разве государству не нужна по-настоящему культурная элита общества?»
Александр Федорович Чашкин. Окончил Саратовскую консерваторию, отделение народных инструментов, класс игры на баяне, в 1973 году.
«Упадок начался, когда средние школы начали реализовывать идею Дмитрия Кабалевского заменить уроки пения на уроки музыки. Ребенка надо учить петь под живую музыку, а не превращать бесценные минуты урока в пустую говорильню! В итоге в общеобразовательных школах исчезли хоры, а в музыкальных школах снизилось количество желающих обучаться игре на инструментах. Именно в средних школах, благодаря программе Кабалевского, у детей сформировалось отношение к музыкантам как к второсортным людям. Зачем часами бесконечно повторять, разучивать, репетировать, когда любую музыку можно без труда поместить на электронный носитель и тиражировать до бесконечности? Поколения были отсечены от культурных корней… Сравните детей разных национальностей. Абсолютное большинство из них, кроме русских, знают основной песенный и танцевальный фольклор. На любом празднике, к примеру, дагестанцы, чеченцы с превеликой радостью танцуют лезгинку. А что русские дети? В лучшем случае на сцене они исполнят шотландский танец или танец живота, а большинство будут тупо двигаться, подражая африканским пляскам. Это страшно!»
Надежда Петровна Паренченкова. Окончила Астраханскую консерваторию по классу баяна в 1977 году. Работает преподавателем в колледже с 1972 года.
«Изучение музыки и языка требует систематических занятий. Перерыв 2-4 дня уже сказывается на результате. Это просто отпугивает детей, молодежь от учебы в музыкальных учреждениях. Благодаря телевидению у детей и молодежи сформировалось мнение, что гораздо проще, легче буквально за месяцы стать звездой. Вся страна зомбировалась под телешоу, постепенно отвыкая от живой музыки. Этому же служат открывшиеся в музыкальных школах классы эстрадного пения. Сошла на нет программа «Играй, мой баян». А современному проекту «Играй, гармонь» даже против одной рекламы пива не устоять. Потому и ходят по стране толпы зомбированной молодежи не с баянами и гармошками, а с банками, бутылками пива. За прошедшие годы, начиная с перестройки, высшее музыкальное образование в стране обесценено. Музыканты загнаны в угол, чтобы свести концы с концами, специалисты, проучившиеся более 10 лет, вынуждены работать на нескольких работах. А потому желающих сейчас прийти в колледж на наше место нет. Это не просто печально, это трагично! Реальность такова, сейчас на многих международных музыкальных конкурсах побеждают представители других государств, где трудолюбие воспитывается с пеленок. Не россияне, а японцы, китайцы, корейцы играют в лучших симфонических оркестрах планеты. Учат же их наши профессора, потому что зарплата там больше в разы! И самое обидное, что на наших же балалайках, домрах! Несколько наших учеников успешно работают в Германии. Олейников Вениамин, в прошлом руководитель ансамбля баянистов «Виртуозы Москвы», сейчас работает в музыкальной академии Швейцарии. Шнейдер Лилия, баянистка, преподает в одной из музыкальных школ Германии. Лапин Саша востребован среди русских в Германии. Жанна Малахаткина, после обучения по классу домры в Камышинском колледже, окончила Гамбургскую консерваторию по классу мандолины! Выходит, что за границей отношение к народным инструментам более правильное, чем на Родине?»
Туровец Валентина Петровна. Окончила консерваторию в Петрозаводске в 1981 году. Преподаватель по классу домры.
«Музыкант в первую очередь пахарь! Именно людям, владеющим игрой на музыкальных инструментах, можно доверить будущее. Эти люди трудолюбивы, умеют планировать, расставлять приоритеты, они коммуникабельны, тактичны, открыты ко всему новому, готовые к импровизации, тонко чувствующие. Наши выпускники, которые решили не связывать свою судьбу с музыкой, успешно реализовались в других профессиях. Это бизнесмен в Николаевске Гудименко, директор Камышинского ДК «Текстильщик» Вячеслав Банков, директор ЦМШ Волгограда Владимир Шероватов, священники Андрей Черноризов, Николай Караичев, Александр Ефимов. Этот список можно перечислять и дальше!»
Банкова Ольга Геннадьевна. В прошлом выпускница Камышинского музыкального колледжа. В 1993 году окончила Саратовскую консерваторию. Педагог по классу домры, заведующая отделением народных инструментов, артистка ансамбля «Родные напевы».
«Инструменты, на которых мы играем и учим студентов, ровесники училища. Им 30-40 лет! У руководства нет денег на покупку нового инструментария. Из-за заоблачных цен родители не могут также приобрести их своим детям. Из-за отсутствия финансовых средств на покупку шестирядного баяна наш талантливый студент Герасимов Виктор рискует не поступить в консерваторию для дальнейшей учебы. Финансовая проблема не позволяет приглашать в колледж для сольных концертов ведущих музыкантов страны. В прежние годы подобная практика была сильнейшим стимулом учиться на тех или других инструментах. Нет гарантии, что проучившись у нас, а потом в консерватории, высокопрофессиональный музыкант сможет спокойно содержать семью. Обучение игре на инструментах, раскрытие тайн вселенной с именем Музыка – вот космос, в который надо вкладывать государству деньги. Ведь недаром же каждый дворянин в России был обязан уметь играть на музыкальном инструменте. Пальцы музыканта творят судьбу, играют жизнь!»
Подобные мысли есть и на других отделениях… Ну и как с таким настроением готовиться к празднику? Уж молчу про зарплату, тут хотя бы в шляпу набросали на инструмент талантливому ученику Виктору Герасимову.
Как видите, ни в одном интервью преподавателя нет мажорных предъюбилейных ноток. Как можно судить по словам опытнейших преподавателей, со стажем работы в десятки лет, из-за отсутствия ощутимой государственной политики поддержки каждый год страна несет огромные кадровые потери. Великая держава с великой культурой сдает лидирующие позиции в сфере искусства и культуры. Музыкант – штучный товар. Чтобы он состоялся, нужны не месяцы, а годы напряженной учебы, а конкретно 5-7 лет в музыкальной школе, 4 года в колледже и 5 лет в вузе. Вот и призадумается любой родитель, стоит ли из своего ребенка делать музыканта при такой небольшой зарплате на выходе и больших затратах в процессе обучения. Решать проблему надо на самом высоком уровне! Ну, если это сложно, то хотя бы давайте поможем парню с покупкой баяна! Таланты должны сверкать, быть маяками, чтобы идущим вслед было легче идти, строить будущее!
Андрей КУТЫГА