Top.Mail.Ru
Полосатый бренд - Крестьянская Жизнь
Дата 29 Апреля, Вторник
$ - 00,0000 € - 00,0000

Полосатый бренд

На прошлой неделе газета «Крестьянская жизнь» пригласила в редакцию экспертов по сельскому хозяйству для участия в обсуждении темы «Развитие бахчеводства как приоритетный аспект экономики региона». Надо сказать, единой точки зрения по многим вопросам, касающимся этой непростой проблемы, конечно же нет. Однако все-таки в главном стороны сошлись: развитие бахчеводства может начаться лишь после инициативы «низов», то есть самих фермеров, но при государственной поддержке и помощи областной власти. В противном случае волгоградский арбуз рискует в ближайшем будущем и вовсе стать никому не нужным.

Рынки сбыта

Развития какого-либо вида сельскохозяйственного производства не касался бы вопрос, проблемы начинаются с отсутствия рынков сбыта. Бахчеводство не является исключением. Что толку, что в этом году волгоградцы увеличили площади под посевами бахчевых с 40 до 60 тысяч гектаров. Арбуз все равно остается в поле.

– Рынок живет по законам экономики, – говорит Владимир Литвинов, – а значит, он возьмет товара столько, сколько ему надо. Проблема же перепроизводства порождает проблему реализации и низкой цены на товар.

Раньше, когда быковчане высаживали только поздний «Холодок» и с 5 сентября выбрасывали на рынок 200 тысяч тонн продукции, арбуз был никому не нужен. Потом стали делать ставку на ранний арбуз. Но и с ним бывают проблемы, как, например, в этом году. Безусловно, теперь люди, пытаясь учесть ошибки прошлых лет, стали высаживать арбуз ранний, средний и поздний, надеясь, что хоть на каком-то они «отобьют» затраты.

Москва, Ульяновск, Тольятти, Екатеринбург, Пенза – основные рынки сбыта волгоградских арбузов. Но самый крупный потребитель – столица нашей Родины – открывает прилавки для бахчеводов только 1 августа к началу созревания первых богарных волгоградских арбузов, что, в общем-то, правильно, так как они наиболее безопасные для здоровья. Однако в этом году из-за сложившихся климатических условий ранние арбузы поспели к 20 июля и из-за запрета на ввоз сгорели в поле. Получается, условия надо пересматривать ежегодно на уровне власти в соответствии с погодой.

Кроме того, крупные бахчеводы имеют выход на сетевые магазины. Но, по их словам, условия там такие, что есть риск остаться без штанов. Во-первых, в случае нарушения условий контракта на поставку определенного количества арбузов налагаются огромные штрафы. Что делать, если у фермера продукция сгорела на поле? Форс-мажорные обстоятельства никого не волнуют. Во-вторых, около 20 процентов продукции списывается на брак. В-третьих, расчет за товар магазины осуществляют в лучшем случае через месяц, а доставку товара должен осуществлять сам производитель. К таким условиям новых рыночных отношений наши бахчеводы оказались не готовы ни морально, ни материально. Оттого и не сговорились пока.

Вот и получается, что единственные покупатели наших арбузов – это перекупщики. А те, пользуясь положением, диктуют свои правила игры.

– Перекупщики скупают богарный арбуз по 2 рубля, – рассказывает Татьяна Колебошина, – а продают по 20 рублей... Была бы налажена централизованная реализация, арбуз бы расходился полностью.

Для централизованной реализации необходимы логистические центры, строительство которых пока в проекте.

– В Иловлинском районе под бахчевыми занято около 10 тысяч гектаров, – рассказывает Анатолий Морозов. – Если в нашем районе построят логистический центр, это количество только увеличится.

– А наши бахчеводы решили строить такой центр сами, – делится Владимир Литвинов, – говорят, зачем платить кому-то за эти услуги.

Между тем первым и главным рынком сбыта продукции волгоградских бахчеводов должен стать сам областной центр, считает Владимир Литвинов.

– Давайте сначала накормим Волгоград, а потом уже будем кормить арбузом Россию. На рынках Волгограда должна быть продукция из ближайших Иловлинского и Быковского районов. А не из Астрахани или Дагестана. Кто мешает городской администрации устраивать ярмарки, на которые могли бы приезжать наши бахчеводы со своей качественной продукцией?

Сообразительные соседи

Как бы ни радели участники «круглого стола» за нашу малую Родину и ни противопоставляли себя соседнему бахчевому региону – Астрахани, говоря о том, что их единственный сорт – «Астраханец» – мелкий да несладкий, тем не менее, у наших сообразительных соседей есть чему поучиться.

– В Астрахани всего шесть тысяч гектаров под арбузами, – говорит Татьяна Геннадьевна Колебошина. – И хотя астраханцы немного лукавят, когда хвалятся своими арбузами, сортами и называют Астрахань родиной отечественного арбуза, все же они удачно прорекламировали свой товар в России. И своего добились. Что они сделали? Специально нанятые люди проехали по московским рынкам и пообещали местным торговцам регулярно поставлять товар, с условием, что продавец будет говорить, что арбуз астраханский. Кроме того, реклама астраханских арбузов в течение года была даже на обложках журналов, распространявшихся везде, даже в аэропортах. Им не нужны были затратные фестивали. Теперь они чаще всего даже наши арбузы продают под видом «астраханских». А волгоградский арбуз в Москве теперь и не знают.

– А нам нужны арбузные фестивали, – считает Владимир Литвинов. – Только они должны стать традиционными. Как, например, камышане сделали. Это тоже помогает рекламировать бренд.

Сортовая политика

На пути к раскрутке бренда волгоградских арбузов нужно пройти и еще один важный этап, сошлись во мнении все эксперты. Это выращивание арбузов родной, волгоградской, а точнее – быковской селекции. Сорт «Холодок» давно уже сам по себе известный бренд. Нужно лишь добавить к нему слово «волгоградский». Как, впрочем, и к таким сортам, как «Волжанин», «Волгарь», «Роза Юго-Востока», «Триумф» и многие другие. Они должны стать основой возрождения бренда «волгоградский арбуз».

Но даже при таком, казалось бы, очевидном преимуществе волгоградских бахчеводов, как находящаяся на территории области единственная в России селекционная станция, дело доходит до абсурда: на волгоградских полях растет неизвестно что. А в волгоградских семеноводческих магазинах не найти настоящих семян волгоградских знаменитых сортов.

– Отечественных арбузов настоящих сортов на полях у нас практически нет, – констатирует Татьяна Колебошина. – Потому что многие фермеры считают: раз он купил два килограмма семян однажды, он будет бить свою семечку и производить арбуз хорошего качества всю оставшуюся жизнь. Но несортовой арбуз, то есть выращенный из семян 5-10-й репродукции, – некачественный продукт. Потому что семена уже ослаблены, не имеют того биологического потенциала, которым обладают сортовые. В результате вырастает ослабленное растение, для поддержки которого требуются удобрения и специальные препараты, отсюда в арбузах нитраты. Так что все упирается в некачественный семенной материал.

На сегодняшний день в Быковской бахчевой селекционной опытной станции семена закупают немногие фермеры Иловлинского, Серафимовичского и Камышинского района. А вот в Быковском районе сортовых полей нет, здесь каждый бахчевод считает себя селекционером. Однако если мы хотим поддержать наши сорта, то нужна сортовая политика и контроль. Как, например, в Оренбурге и в Ростовской области, где Россельхознадзор проверяет документы на семена. Поэтому нужны дотации на покупку элитных семян, как это было 6-7 лет назад, и жесткий контроль за посевным материалом.

Тем не менее волгоградский арбуз, даже несмотря на все это, гораздо слаще того же астраханского.

– Надо понимать, что вся ранняя продукция выращивается в ущерб качеству, – говорит Татьяна Колебошина. – Качество – это содержание сухих веществ, сахарозы, фруктозы и так далее. Поэтому астраханские арбузы содержат 8-10 процентов сухих веществ, а наши от 12 до 16. И по целебным, лечебным, диетическим свойствам наш арбуз значительно лучше. Если астраханскими арбузами можно лишь утолить жажду, то нашими можно лечить почки, печень, желудок и кишечник.

– Сорт «Астраханец» явно уступает нашим сортам, – считает Ирина Сорокина. – Например, есть отличный сорт «Волжанин». Это очень сладкий арбуз. Но в Москве его не знают. А потому продать его сложно. Наиболее известный сорт «Холодок» покупают охотнее. А вот астраханские ранние арбузы даже в Москве люди боятся покупать. Волгоградцам надо пользоваться этими преимуществами и продвигать свою продукцию.

– Брендом должен быть не один сорт – «Холодок» или «Волжанин», – считает Владимир Литвинов. – Нельзя все сводить к одному сорту. У покупателя должен быть выбор. В свое время мы мечтали о павильоне в Волгограде, где было бы три отдела: «ретро», «современник» и «футуро». «Ретро» для тех, кто пробовал «Волгарь», «Розу Юго-Востока» «Победитель». В «современнике» можно было бы купить «Холодок» или «Триумф», а в отделе «футуро» попробовать новые сорта волгоградских селекционеров.

Особое мнение

Раиса Липчанская:

– В области необходима сортовая политика, как основа семеноводства. Она важна и для развития бренда «волгоградский арбуз». Сейчас откуда только не везут семена арбузов, даже из Аргентины. Если мы сеем 97 процентов импортных семян только овощных культур, то вряд ли ситуация с бахчевыми отличается. При этом среди компаний, занимающихся продажей семян, добросовестных, поставляющих качественный семенной материал не так уж и много. От отсутствия сортовой политики страдает как сам производитель, так и потребитель. Наука и развитие семеноводства и вовсе остаются без поддержки.

Объединим усилия, или Ассоциация нам поможет

Последний и, пожалуй, главный вопрос звучал так: кто должен заниматься раскруткой бренда «волгоградский арбуз»? Логично прозвучал и ответ: должен тот, кому это выгодно. А значит, сами бахчеводы. Понятно, что вкладывать деньги в продвижение такого общего бренда частник, занимающийся выращиванием арбуза на 2 гектарах земли, не будет. Хотя если волгоградские арбузы станут пользоваться большим спросом в других регионах, выиграют даже самые мелкие товаропроизводители. Так что же делать?

– В этом должен быть заинтересован сам бизнес, – считает Владимир Литвинов. – Я всегда говорю: выращиваешь арбуз на продажу – продвигай свой товар. Не можешь один, объединяйся с соседом, чтобы решать проблемы вместе. Нанимайте людей. Почему вы не хотите платить тем, кто будет раскручивать ваш товар? Ведь это тоже работа. И важная. Почему чиновник должен заниматься развитием твоего бизнеса? Да, должен, но не в такой мере, чтобы посвятить этому все время. Кроме того, решать вопросы о возобновлении господдержки опять же нужно совместно. Ведь если бахчеводы объединятся, создадут Ассоциацию, вложат, пусть небольшие, средства в развитие бахчеводства и заявят о своих проблемах, то и власть пойдет им на встречу.

Сейчас же вполне очевидно, что пока бахчеводы разобщены и каждый смотрит лишь на то, чтобы соседу не повезло, они так и будут оставлять урожай в полях. Тем временем вслед за Астраханью может раскрутиться Оренбург, и волгоградский арбуз так и останется брендом великого прошлого, но не будущего...

Полосатый бренд