«Лидер» на двоих
Раньше эти средства тратились на содержание аппарата управления, теперь их можно будет направить на решение проблем и развитие новой территории. Региональные парламентарии уже приняли областной закон об объединении Комсомольского и Ленинского сельских поселений, входящих в состав Николаевского района.
– Такое слияние не случайно. Поселения сами выступили с инициативой, ведь расположены они рядом, – отмечает министр по делам территориальных образований региона Александр Давыдов. – Однако в Ленинском сегодня почти 50 процентов собственных доходов, а в Комсомольском – 92 процента дотаций. «Кормилец» Ленинского поселения (стабильно развивающееся сельхозпредприятие «Лидер») сегодня готов взять в оборот и земельные участки Комсомольского, обеспечить его жителей рабочими местами. Но при этом сельхозпроизводителю важно понимать, что его налоги пойдут на развитие той территории, на которой он работает.
– Благодаря объединению руководитель «Лидера» Вячеслав Зинченко уже вложил средства в развитие одного производственного объекта на территории Комсомольского, – комментирует замглавы Николаевского района Анжелика Гребенникова. – Администрация нового поселения приступит к работе после выборов его руководителя, которые состоятся в начале сентября. К этому моменту мы готовимся заранее. Так уже построена новая дорога, соединяющая два поселения. Если раньше, в распутицу, до Комсомольского из Ленинского было просто невозможно добраться, то теперь по новому покрытию едешь как по маслу. И дорога занимает всего 7 минут.
За то что из-за слияния один из глав останется не у дел, здесь беспокоиться не приходится. Как поясняет Анжелика Артуровна, глава Комсомольского сельского поселения подал заявление об уходе, поскольку достиг пенсионного возраста. Но ведь не во всех муниципалитетах, претендующих на объединение, ситуация с руководителями складывается так гладко. Однако Александр Давыдов отмечает, что если управленцы на местах действительно деятельные, то после объединения они обязательно останутся в составе аппарата администрации.
«Сократить» неэффективных
Напомним, что в 2006 году Волгоградская область одной из первых в стране перешла на полную реализацию Федерального закона № 131 о реформе местного самоуправления. Однако год назад контрольно-счетная палата региона провела анализ эффективности органов местного самоуправления, который выявил, что практически две трети муниципалитетов и половина муниципальных районов области работают неэффективно.
– В результате была создана комиссия по оптимизации местного самоуправления. На сегодняшний день ее члены объехали 30 районов, где встречались с представителями муниципалитетов, общественных организаций, ТОСов, – поясняет Александр Давыдов. – Мы изложили результаты анализа эффективности, а также предложили несколько вариантов объединения. Например, объединение в границах района двух и более поселений, как это произошло в Николаевском районе. Или же передача полномочий райцентра муниципальному району, которая позволит не дублировать власть при незначительной численности населения. Ведь у нас есть районы с населением от 10 до 20 тысяч человек, а есть поселения с численностью 7-8 тысяч.
Возможен и третий вариант, когда поселения в границах района объединяются с городским округом. Такое слияние произошло в Михайловке, где к городскому округу присоединились 14 сельских поселений.
– Консолидация властей в объединенном муниципальном образовании способствовала централизации сырьевых ресурсов, специалистов, кадров, что позволит более разумно и эффективно их использовать, – уверен Александр Давыдов. – Не придется тратиться и на «лишние» выборы. Ведь на организацию каждых расходуется примерно миллион рублей. Кроме того, увеличение численности населения новых образований даст им возможность участвовать в областных и федеральных программах по развитию территорий.
К примеру, Михайловка на сегодняшний день уже имеет три инвестиционных проекта, претендующих на получение поддержки по федеральным программам. А ведь до объединения Минрегионразвития России отклонял их, ссылаясь на то, что у городского округа для реализации инвестиционных проектов нет соответствующей финансовой масштабности.
Дело добровольное
Программа оптимизации рассчитана до 2018 года. После этого по рекомендациям счетной палаты из 476 муниципалитетов должно остаться около 150. Причем сегодня 64 из них уже готовы и сами изъявили желание объединиться. Например, в Урюпинском районе 25 муниципалитетов, но у местного руководства есть серьезные аргументы за то, чтобы оставить всего 17.
– Мы анализируем подобные предложения на специальных комиссиях, делаем выводы. Ведь главный критерий возможной оптимизации – целесообразность. Поэтому никого не принуждаем к таким организационным переменам, а лишь рекомендуем различные варианты объединения. Сегодня в 12 районах анализируют ситуацию, изучают опыт соседей. После этого ждем от этих муниципалитетов предожения по реформированию, – подчеркивает Александр Давыдов.
Заметим, что одно из главных условий организационного переустройства территорий – публичное обсуждение перспективы оптимизации с жителями тех населенных пунктов, которых она непосредственно коснется. Населению необходимо объяснить, что реформирование никак не скажется на работе учреждений здравоохранения, школ и детских садов. Сохранятся и местные парламенты. Сократится лишь административный аппарат.
Екатерина МАНТУЛЕНКО.
Фото Александра Фолиева