Подводные камни тракториста Петруши
Очевидно, что некогда популярная песня про молодого механизатора, в которой есть и такие слова "Прокати нас, Петруша, на тракторе", скоро может показаться совсем уж смешной. Причина проста – стремительно растет средний возраст квалифицированных механизаторских кадров. А желающих среди выпускников школ управлять "железным конем" с каждым годом становится все меньше.
Такой неутешительный вывод можно сделать, посетив, например, профессиональное училище № 45 города Котельниково. Десятилетия, начиная с 1953 года, это учебное заведение готовило специалистов рабочих профессий для села, водителей тягачей и автомобилей для Советской армии. В 60-е годы общее количество учащихся не только из области и регионов, соседних с Волгоградской областью, но и из Молдавии, Белоруссии, достигало порядка 600 человек. А сегодня тенденция такова – учащихся с каждым годом становится все меньше. Например, сейчас их всего лишь 167.
Зеленых не берут
Для директора Александра Павловича Емельяненко это невеселая статистика. С 2007 года он руководит педагогическим процессом в профтехучилище. Считает, что в первую очередь говорить надо уже не о престиже рабочей профессии, а о проблемах трудоустройства выпускников подобных учебных заведений.
– Только повара находят работу на все 100%. Водителям, сварщикам трудоустраиваться сложнее. Но все равно где-то половина из числа закончивших ПТУ находит работу. А вот механизаторов принимать не спешат. Причина простая – фермеру подавай сразу же опытного! Зеленых брать не хотят И хотя наши ребята трактора знают, обучены специальности, но где им опыта-то набраться? Только на полях того же сельхозпредприятия. А туда – барьер…
Александр Павлович рассказывает, что в училище используют любую возможность для организации будущего трудоустройства учащихся. Например, ПТУ заключает договорные обязательства с фермерами на проведение практик. Понимает Емельяненко, что, по большому счету, это руководителям хозяйств не очень-то нужно. Хлопотно, ответственно, лишняя «головная боль». Поэтому за то, что возятся они с ребятами, говорит он «превеликое спасибо» фермерам Котельниковского района Сергею Михайловичу Топало, Петру Ивановичу Захарову, Константину Александровичу Сердюкову, Андрею Игоревичу Морозову. Еще директор говорит о том, что выручают родственные связи. Это когда будущих выпускников по протекции принимают на работу. Но все же, повторим, не более половины вышедших из стен училища механизаторов устраиваются трудиться по профессии.
После невеселого «Горько видеть, как толковые парни мыкаются без работы» Емельяненко заключает:
– Насколько мне известно, такие же проблемы с будущим трудоустройством в подобных училищах в Суровикино, Калаче, Николаевске. Вот и падает интерес у молодых сельских парней получать профессию того же механизатора, сварщика. А тут еще «помогает» телевидение, кино. Там герои отнюдь не из числа простых рабочих. То смакуется бандитская тема, то демонстрируются картинки из сладкой жизни богемных бездельников! А пример заразителен. Только кто же будет завтра работать на наших полях?
Раритетный комбайн
Но проблема трудоустройства – это только первый подводный камень на будущем сельского профобразования. Александр Емельяненко обозначает и второй. Это – качество обучения.
– В училище 20 лет не обновлялась материальная база, – рассказывает директор. – Наши преподаватели добросовестно учат ребят профессиональным навыкам. Но с каким трудом это дается. А с каждым годом это делать будет все сложнее. Ведь вся наша учебная техника старая. Например, комбайн СК-5. Он давно считается почти раритетом. ДТ-75 – 1988 года выпуска… А какие у нас помещения? Если в 2010 году за счет собственных средств еще как-то находили деньги на ремонт, спецлитературу, учебные плакаты, то сегодня это делать проблематично, потому что наш бюджет совсем скудный. Эта бедность в первую очередь отражается на качестве подготовки механизаторов. Уже сегодня для обучения нужны современные сельхозмашины, компьютерные тренажеры, специальная литература.
Третий подводный камень на перспективе уже училища – это, по мнению директора, оплата труда учительского персонала.
– Зарплата преподавателя, мастера всего 5200 рублей. Перспективные молодые учителя на такой месячный доход соблазнятся? – задает вопрос Емельяненко. Сам и отвечает: –Поэтому работают в училище в основном старые кадры, чей бюджет складывается еще и из пенсии. В ножки надо кланяться преподавателю физвоспитания Анатолию Тимофеевичу Дупаку, который работает в училище более 40 лет. Более 20 лет преподает математику Лидия Петровна Лебешева, столько же проработала мастер производственного обучения Татьяна Геннадиевна Трегубова. С 1968 года в училище преподает сельхозмашины Виктор Захарович Осиков.
По мнению директора, если серьезно подходить к вопросу подготовки профессионалов сельхозпроизводства, в первую очередь надо стимулировать преподавателей. Они, образно говоря, начинают «лепить» качественного механизатора, повара, сварщика… А чтобы делали они это с энергией, полной отдачей, нужна достойная оплата их труда.
Управляем электрической дугой
В беседе ребята, девушки с удовольствием рассказывают о своей жизни, учебе в ПТУ. Бесплатное обучение, проживание в теплом и уютном общежитии, трехразовое опять же бесплатное питание, условия для досуга.
Людмила Мельникова, Татьяна Сославина, кстати, чемпион Котельниковского района по гиревому спорту, готовятся стать поварами- кондитерами. Им здесь нравится. Тем более что профессию выбирали по душе. Татьяна говорит:
– Для творчества, фантазии – простор. Нас научили уже столько «сотворять» супов и борщей!
Константин Сай намерен постигнуть науку сварки металла, получить профессию электрогазосварщика. Он обстоятельный человек и в беседе также серьезен:
– Теория закрепляется тут же практикой. Изучаем газосварку, автоматическую сварку. Умение владеть электрической дугой – интересно же. Уже пробуем делать потолочные швы. Сила! Здесь нам некогда скучать. В свободное время можно и гирьку потягать, и погонять ракеткой теннисный мяч. Получу диплом, пойду в армию, а потом сварщиком буду. Даром, что ли, учился?
Денис Хохолев, Алексей Толстой – будущие механизаторы. Для Дениса эта профессия династическая. И дедушка, и отец работали в поле. Поэтому он считает, что ему надо продолжить традицию. Алексей справедливо считает, что на тракториста-машиниста выучиться не так уж легко.
– Сколько предстоит изучать! Электротехника, устройство трактора, автомобиля, правила охраны труда, экономика, агротехника, материаловедение! А ведь есть еще предметы школьной программы.
Признаться, после разговоров с учащимися стало легче на душе. Трудолюбивые, сметливые и способные ребята живут и учатся в котельниковском и подобных ему училищах полезным профессиям. Но...
Но беспокойство все же осталось. Ведь пока еще есть неутешительная статистика трудоустройства тех же механизаторов. Есть факт, что учебные классы оснащены устаревшей техникой, зарплата преподавателей низкая. Старые кадры уходят, а новых учителей-наставников трудно привлечь. Все это болезненно ударяет по имиджу профтехучилищ. Как раз в то время, когда аграрное производство становится наиболее перспективным. Возобновляемые ресурсы, а это сельхозпродукция, все более востребована. Плюс вступление нашей страны в ВТО открывает перед аграриями новые горизонты. Поэтому нужны профессионально подготовленные кадры, способные владеть современными сельхозмашинами, работать по новым технологиям. Так что необходимо мостить зеленую улицу тем учреждениям, которые потенциально готовы их «штамповать». Мостить сегодня. Потому что завтра можно уже опоздать.
Андрей КУТЫГА,
Котельниковский район