Поддержать местного производителя
Волгоградским аграриям государство поможет выйти в торговые сети

Минсельхоз России подготовил проект постановления правительства, согласно которому из федерального бюджета будут выделяться средства сельхозкооперативам для продвижения произведенных ими продуктов питания в торговые сети. Поможет ли данная мера волгоградским фермерам заполнить своей продукцией местные рынки, выясняла «Крестьянка».
Продвижение требует средств
Согласно этому документу, регионам планируется выделять средства для частичной компенсации затрат аграриев по продвижению своей продукции на рынок. В пояснительной записке уточняется, что за счет субсидий им будет компенсировано не более 50 % фактических затрат по контрактам с торговыми сетями. Это коснется потребительских сельхозкооперативов – объединений личных подсобных хозяйств и фермеров. Такая мера господдержки будет применена впервые.
– Поддержка малых форм хозяйствования актуальна и необходима, – говорит заместитель председателя областного комитета сельского хозяйства Леонид Сюльев. – У нас в регионе большая часть сельхозпродукции производится именно небольшими фермерскими и личными подсобными хозяйствами, которым трудно самостоятельно выйти на рынок. Поэтому в помощь им создаются сельхозкооперативы, которые формируют крупные партии продукции и реализуют ее по более выгодной цене. Но проблема в том, что даже им не всегда удается зайти в торговые сети. А ведь население с удовольствием покупало бы там продукцию от волгоградского производителя.
По оценкам экспертов, сейчас на прилавках магазинов меньше 10 % составляют товары, произведенные
сельхозкооперативами. Так мало, потому что агрообъединениям не по карману траты на продвижение своей продукции
Но всему виной огромные затраты на заключение контрактов с торговыми сетями, на доставку продукции, жесткие требования и другие нюансы. И поэтому выделение дополнительных средств из федерального бюджета на урегулирование таких проблем – верный шаг. До этого предусматривалась помощь кооперативам только в виде грантов для обновления материально-технической базы. Так, из областного бюджета волгоградские кооперативы могут получить до 5 млн рублей на условиях софинансирования, где 10 % собственных средств, а из федерального – до 70 млн рублей, если вносят своих 40 %. Напомним, что в этом году на развитие кооперативов в области предусмотрено около 42 млн рублей.
Помощь от государства
– Гранты помогают технически оснастить кооперативы, но еще нужны средства на рекламу, на участие в ярмарках и выставках, чтобы привлечь внимание потребителей к своей продукции, на перевозку продукции в торговые сети, – говорит советник губернатора по вопросам АПК Павел Чумаков. – В этом случае помогли бы дополнительные средства от государства.
По оценкам экспертов, сейчас на прилавках магазинов меньше 10 % составляют товары, произведенные сельхозкооперативами. Почему такой низкий процент? Эксперты утверждают, что агрообъединениям не по карману траты на продвижение своей продукции, поскольку им приходится отдавать до 22 % дохода от продажи на эту статью.
Начинающий фермер из Николаевского района Валерий Осьмаков занимается разведением мясного КРС. Хозяйство растет, производя все больше продукции, но реализовать по выгодной цене большая проблема.
– Начинал с 23 голов КРС мясного направления и 250 овец, – рассказывает Осьмаков. – Сейчас стадо выросло – до 110 коров и 1,1 тыс. овец. Планирую попробовать молочное направление и закупить 48 нетелей симментальской породы. Свою продукцию раньше реализовывал самостоятельно, животных закупали живым весом и отправляли в северные регионы. Теперь ее собираемся сдавать на переработку в местный сельхозкооператив, членом которого я являюсь.
Кооператив в Николаевском районе получил грант в размере 44 млн рублей для организации производства по переработке сельхозпродукции. Добавив собственных 33 млн, СПК установили мини-цех по переработке молока – 3 тыс. тонн в сутки.
– Скоро запустим цех по переработке мяса 5 тыс. тонн в сутки с полным циклом, начиная от убоя и заканчивая изготовлением полуфабрикатов, – говорит член совета кооператива Евгений Журавлев. – Также в планах – строительство овощехранилища на 2 тыс. тонн. Однако в торговые сети с нашей продукцией сложно войти, для этого нужны дополнительные средства, поэтому субсидии на продвижение продукции помогли бы.
Людмила Бреусова.
Фото ИД «Волгоградская правда»