Top.Mail.Ru
Почему дети не хотят учиться и как сформировать у них позитивный настрой - Крестьянская Жизнь
Дата 16 Января, Четверг
$ - 00,0000 € - 00,0000

Почему дети не хотят учиться и как сформировать у них позитивный настрой

Для одних детей 1 сентября – праздник, повод надеть красивый наряд, подарить букет любимому учителю и наконецто увидеть друзей. Но есть и такие ребята, для которых в этот момент наступает конец света. С чем связано нежелание ходить в школу и какими путями можно решить проблему, рассказывает детский психолог Елена Ломаева.

Почему дети не хотят учиться и как сформировать у них позитивный настрой

От страха до усталости

– Причин может быть множество, – говорит специалист. – У детей младшего школьного возраста все проблемы и страхи, как правило, связаны непосредственно с обучением. Малыши боятся проверки знаний, тревожатся из‑за плохих оценок. Дети в таком возрасте очень зависимы от оценки авторитетных взрослых и боятся не оправдать их ожиданий. Мысли ребенка можно сформулировать следующим образом: «Зачем мне идти туда, где я неуспешный?»

В подростковом возрасте основными причинами могут быть физические недостатки (излишняя полнота или худощавость, проблемы с кожей и другие), напряженная обстановка в семье, конфликты с учителями, травля со стороны сверстников, низкие мотивация и познавательный интерес и даже проблемы с противоположным полом.

В старшем возрасте дети жалуются на физическую усталость, большую нагрузку, тяжелую подготовку к экзаменам.

Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Иногда нежелание идти в школу носит эпизодический характер: например, случается в тот день, когда должна быть контрольная или диктант, в остальное же время ребенок спокойно посещает учебное заведение. Тогда тревожиться не стоит.

Правильная мотивация

– Елена Олеговна, если родители заметили проблему, к какому специалисту лучше всего обратиться?

– Если родители заметили, что их ребенок стал тревожным, замкнутым, не желает посещать школу, у него появились проблемы в обучении, можно обратиться к классному руководителю, который даст комментарии по поводу поведения школьника, или обратиться к школьному педагогу-психологу. С помощью наблюдения и соответствующей диагностики он сможет составить рекомендации для педагогов и родителей по сопровождению ребенка и провести ряд коррекционно-развивающих занятий для устранения причин проблемного поведения, если это потребуется. Иногда педагог-психолог может перенаправить ребенка к другим специалистам, например, неврологу, психиатру, для более точной постановки диагноза.

– Специалисты говорят, что результат будет успешнее, если работа станет проходить на двух фронтах, с родительской стороны в том числе. Что нужно делать родителям, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?

– Родителям всегда нужно быть начеку. Если появилась проблема – не молчите! Если в семье царит доверительная атмосфера, ребенок делится со взрослыми своими переживаниями, – первый шаг к устранению проблемы сделан. Попробуйте справиться с нежеланием ребенка идти в школу самостоятельно. Главное – настрой и поддержка. Если ребенку страшно или тревожно идти в школу, например, после долгого перерыва, дайте ему понять, что вы слышите и принимаете его чувства. Поддержите его: «Тебе страшно и ты тревожишься по этому поводу? Это нормально, все чего‑то боятся. Чем я тебе могу помочь?» Просьба о помощи должна быть выполнена.

Если ребенок не желает идти в школу просто так, нет ясной причины, отвык после болезни, нет мотивации и интереса, попробуйте настроить его на школу положительно: «Мне кажется, в школе так интересно! Столько нового можно узнать! Вот я в школьные годы…» И тут должна последовать ваша интересная история, когда в школе узнали что‑то интересное, необычное, захватывающее! Особенно такие истинные и правдивые истории из школьной жизни нравятся детям подросткового возраста. Главное, не переборщить и помнить, что они должны быть в нужном ключе: школа – место, где можно узнать новое и интересное.

В том случае, если родители не могут справиться с возникшей проблемой своими силами, необходимо прибегнуть к помощи специалистов, которые смогут оказать квалифицированную помощь. Но это не значит, что решение проблемы нужно передать в руки только психологу, в любом случае нужно быть готовыми и самим принимать в этом активное участие.

Ребенок должен чувствовать поддержку

– Вы упомянули травлю как одну из причин нежелания посещать школу. Что делать родителям, если ребенок стал жертвой буллинга?

– Травля в школе имеет место. Сейчас это явление, вы правильно сказали, принято называть буллингом. Это регулярное психологическое или физическое давление на ребенка, осуществляемое одним человеком или группой детей в школе. Если крат-ко, то в буллинге есть «жертва» – тот ребенок, на которого нападают (трявят), и есть «агрессоры» – те, кто совершает избиение, издевается, унижает и прочее. Говорить о буллинге, его причинах и последствиях можно много и долго. Как правило, такие ситуации травли не остаются незамеченными. В образовательном учреждении регулярно проводится работа по профилактике такого рода инцидентов.

 

Альбина Айдинова. Фото ИД «Волгоградская правда»