Top.Mail.Ru
Поближе к небу - Крестьянская Жизнь
Дата 18 Июня, Среда
$ - 00,0000 € - 00,0000

Поближе к небу

Старый специалист молодого крылатого отряда о том, чего не хватает самолетам на земле.

– Мечта быть летчиком живет со мною с самого детства, – с трогательной теплотой в голосе, по-мальчишечьи слегка стесняясь, рассказывает о себе начальник отдела технического контроля авиационного предприятия «Регионавиа», базирующегося в Камышине, Александр Владимирович Савченко. – Но в свое время в 1968 году по здоровью не смог поступить в летное училище… Утешительным призом стала профессия авиационного техника, полученная на Украине в городке Славянск, что в Донецкой области. Не летчик, но все же ближе к небу!

Стаж работы в авиации у Александра Владимировича на сегодняшний день превысил 40 лет. Дольше всего он подготавливал к полетам, ремонтировал двигатели, системы управления планеров во втором Волгоградском авиаотряде сельхозавиации и санавиации. В том, что урожаи колхозов и совхозов Волгоградской области, Ставрополья, Краснодарского края, Ростовской области и других областей радовали сельских тружеников, есть большая заслуга Александра Владимировича. А сколько было спасено жизней врачами воздушной "скорой помощи"?

Сегодня Александр Владимирович отвечает за выполнение текущих, плановых и ремонтных работ на Ан-2 молодого предприятия «Регионавиа». Послушать его, так получается, что лучше работы, чем авиационный техник и нет. Ну, разве что летчик…

– На базе мы можем выполнить самый сложный ремонт на трудяге-двигателе 1000-сильном, 9-целиндровом АШ-62 ИР. Лишь бы запчасти были. К сожалению, у нас в стране АН-2 не выпускают, выручают сохранившиеся запасы советского ремонтного фонда. "Аннушки" выпускает Польша, но уж больно цена большая. Планер у этого самолета просто отличный. Тросовое управление простое в эксплуатации, но в этой простоте заключена и надежность. Я всегда повторяю летчикам, чтобы машина служила долго и безотказно, ее надо прижаливать. Самолет такое же живое существо, как скажем конь, ну выжмешь ты из него все, а что будет после этого?

Преданный профессии Александр Савченко делится переживаниями за ее будущее. И если запасы железа восполнить можно, то человеческий ресурс постепенно исчерпывается.

– Проблемы с запчастями худо-бедно решаемы, а что делать с нехваткой специалистов авиатехников? – рубит он воздух, задавая риторический вопрос. – С развалом Союза количество училищ можно пересчитать по пальцам, количество выпускаемых молодых специалистов уменьшилось в десятки раз! Чтобы подготовить техника к самостоятельной работе, ему надо рядом с опытным специалистом проработать лет пять. Это не стоять охранником или продавцом-коробейником, у нас в галстуке не проходишь. А какая ответственность! Престиж профессии авиаторов опустили, потому и нет у мальчишек мечты о небе… Вред от горе-перестройки, что произошла в стране в свое время, сопоставим с военными потерями. Но мы удержались! Руководитель «Регионавиа» Владимир Тимощенко – военный летчик, старается учесть все. Действует грамотно. Еще бы понимание было со стороны чиновников.

И все же не без доли юмора, а также с большой гордостью он говорит о своих сослуживцах-соратниках. Подчеркивая преданность делу, профессионализм – именно то, чем стоит гордиться в работе.

– А что среди нас не встретить новичков, так это и неплохо. Может и о нас снимут фильм под названием «В бой идут одни старики». Самому молодому из десяти авиатехников 47 лет, я пенсионер со стажем. В ноги надо кланяться Олегу Брагину, проработавшему авиатехником более 20 лет, Александру Рыжкову, пришедшему к нам из военной авиации, Сергею Орлову, проработавшему более 35 лет. Такой же мастер Олег Воронцов. Колоссальный опыт у наших летчиков, взять хотя бы Олега Соловьева, Александра Федорищева, Сергея Чуйкова, Сергея Рогожина. Асы! Внести удобрение, задавить саранчу, точно «выбросить» парашютистов, пожарных – пожалуйста! Эх, наш бы опыт, да молодежи! Очень многое зависит от Москвы. Есть надежда, что наш президент поможет решить проблемы малой авиации.

С приходом погожих деньков с полевого аэродрома под Камышином все чаще и чаще поднимаются самолеты-труженики АН-2. Их экипажи из трех человек – летчик, второй пилот, авиатехник – провожает высокая, чуть сутулая фигура Александра Владимировича Савченко. В течение всего времени отсутствия экипажа он готов в любой момент выйти на связь для консультаций, прибыть на помощь.

– Во мне и сейчас живет мечта управлять самолетом… Иногда кажется, что это я делаю вираж над горящей тайгой, проношусь в пяти метрах над ковром всходов озимой пшеницы! Лишь бы количество взлетов соответствовало количеству посадок, остальное не так важно!

Андрей КУТЫГА,

Камышинский район

Поближе к небу