– Мне и моей семье, достичь нынешних результатов было очень и очень непросто, – говорит фермер. – Пусть кто попробует, начав с 10 телят, в течение 18 лет работать стабильно, соблюдая требования ветслужбы, довести поголовье КРС до 400? А мы смогли! Найдите мне умную голову, чтобы она растолковала, как работать дальше? Как ни тяжело расставаться с нынешним уровнем, но я планирую оставить фермерство. Потому что вижу для себя два пути. Дождаться, когда закончится договор на мое фермерство и перейти опять в ЛПХ, или же работать, если экологически чистая говядина, баранина будет востребована на рынках и в супермаркетах.
Виктор Дудченко задал «Крестьянке» пять вопросов, которые редакция адресовала специалистам. Давайте посмотрим, что больше всего тревожит фермера и какие разъяснения по его вопросам дают в министерстве сельского хозяйства Волгоградской области.
Вопрос первый.
– Почему обещанные доплаты на содержание, по сохранности коровы, теленка не выполняются? Выплаты прошли только в 2011 году, а дальше? Сейчас можно получить только доплату за увеличение поголовья. Но где я буду размещать это поголовье? Построить новое помещение не могу по финансовым соображениям, а старое не резиновое.
– В текущем году приказами министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 30.04.2013 № 107 и от 09.04.2013 № 81 утверждены ведомственные целевые программы "Развитие молочного скотоводства Волгоградской области на 2013-2015 годы" и "Развитие мясного скотоводства Волгоградской области на 2013-2015 годы".
Согласно постановлениям правительства Волгоградской области от 12.08.2013 № 378-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за увеличение поголовья коров мясного направления продуктивности» и от 27.08.2013 года № 432-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за увеличение поголовья коров молочного направления продуктивности» предоставляются субсидии за голову коровы мясного и молочного направления продуктивности, на разницу между поголовьем на начало 2013 года и на начало 2012 года по ставкам: за счет собственных средств областного бюджета за голову коровы мясного направления – 5000 руб.; за счет собственных средств областного бюджета за голову коровы молочного направления – 6500 руб.
Ведомственные целевые программы и постановления текущего года разработаны в соответствии с требованиями постановлений Правительства РФ.
Вопрос второй.
– Уж промолчу за повышение цен на ГСМ, увеличение налогов, скажу только о бумажной волоките, возникшей у меня с переходом из ЛПХ в КФХ. Почему так усложнена отчетность? Мне надо работать с животными, а не корпеть над кучей бумажек. Принять в штат бухгалтера со стажем, но из каких средств ему ежемесячно платить?
– Осуществляя производство сельскохозяйственной продукции в объемах, превышающих предельные размеры, предусмотренные для ведения личного подсобного хозяйства, свою деятельность необходимо регистрировать.
Деятельность КФХ относится к предпринимательской (коммерческой) и облагается налогами. Сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе и КФХ, предоставляется возможность самостоятельно выбирать систему налогообложения: традиционную или упрощенную. Для КФХ упрощено представление финансовой отчетности.
Для оказания помощи в составлении и сдачи отчетности в районах образованы учебные центры, их услуги обходятся значительно дешевле.
В настоящее время основные виды государственной поддержки в сельском хозяйстве предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением ЛПХ) в форме субсидий, направленных на возмещение затрат, отнесенных на производство сельскохозяйственной продукции, которые необходимо подтвердить в финансовой отчетности.
Правильный учет, определение эффективной системы налогообложения, своевременность уплаты налогов, предоставление отчетности в исполнительные органы для получения государственной поддержки будет одним из залогов успеха.
Вопрос третий.
– На подсосе 100 коров плюс телята на откорме. С недавнего времени, а именно после вступления в ВТО, мясо перекупщики стали брать по низкой, не выгодной для меня цене. На рынке как была говядина 250 – 270 рублей за килограмм, так и осталась, а вот перекупщики стали за килограмм живого веса платить не 95 рублей, а 70! И то это за быка, а за телку – по 60. Но на рынках-то такого различия нет. Еще недавно продукция была нарасхват, а теперь покупают мало. Есть ли варианты налаживания сбыта мясной продукции для селян?
– Для реализации сельскохозяйственной продукции предусмотрено выделение торговых мест на территории 16 рынков Волгограда, 4 розничных рынков и 4 торговых комплексов Волжского.
24 июля 2013 года между правительством Волгоградской области и розничными сетевыми компаниями подписаны соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, в которых определены обязательства розничных сетевых компаний разрабатывать условия взаимодействия по поставкам продукции волгоградских товаропроизводителей на равных недискриминационных началах, исключающих ущемление экономических интересов третьих лиц.
В целях продвижения продукции агропромышленного комплекса региона на предприятиях сетевой торговли информация о возможных объемах поставок продукции заинтересованных организаций АПК в розничные сетевые компании, полученная по запросу министерства сельского хозяйства региона в адрес глав районов области, передана в министерство промышленности и торговли для дальнейшей работы с вышеперечисленными сетевыми компаниями.
Для выхода сельскохозяйственных товаропроизводителей на потребительский рынок Москвы министерство сельского хозяйства Волгоградской области направило в районы области предложение ОАО "Мосрегионторг" по использованию имеющейся у организации складской и логистической инфраструктуры. В настоящее время вопрос поставки мяса в Мосрегионторг прорабатывают убойные пункты Палласовского района (ИП Куанчалиева К.И., ИП Лаас З.У.).
Кроме того, в целях расширения сбыта продукции агропромышленного комплекса региона, налаживания международных и межрегиональных связей сельскохозяйственные товаропроизводители привлекаются к участию в ярмарочно-выставочной деятельности.
Вопрос четвертый.
– Чем вызвана такая поспешность с необходимостью забоя скота на специализированных бойнях? В Жирновском районе забить животное –проблема. Есть только первые шаги в решении этой проблемы в Красном Яре. Но даже для меня, живущего на окраине поселка, доставить одну голову, уже проблема. Где взять транспорт, как погрузить голову на кузов? Все это расходы! Опять же плати бойщику. Значит, должна быть специализация, как это делали при совхозах заготконторы. Позвонил, приехала машина, погрузчик. Почему заранее не были оборудованы бойни, не были учтены другие вопросы?
– В соответствии с подпунктом 3.1. Решения Комиссии таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 "О принятии технического регламента таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" до дня вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования к мясу и мясной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении такой продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действуют положения нормативных правовых актов Таможенного союза или законодательства государства – члена Таможенного союза.
В настоящее время действуют ветеринарно-санитарные правила внутрихозяйственного убоя скота на мясо, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР, согласованные с Министерством здравоохранения СССР и правлением Центросоюза 16 августа 1971 года и приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 04.02.1999 года № 45 «Об усилении контроля за внутрихозяйственным убоем скота».
В соответствии с пунктом 42 ветеринарно-санитарных правил внутрихозяйственного убоя скота на мясо, запрещается выдача ветеринарных свидетельств и ветеринарных справок на мясо, принадлежащее частным владельцам, в случаях если мясо получено при подворном убое скота в населенных пунктах, расположенных в зоне деятельности боенских предприятий (скотоубойных пунктов), и если животное убито владельцем без предварительного осмотра ветеринарным специалистом и не специально выделенным забойщиком.
В исключительных случаях убой скота на внутрихозяйственное потребление в населенных пунктах, расположенных в зоне деятельности боенских предприятий, производится подворными забойщиками в случаях, когда боенские предприятия временно закрываются на ремонт или по другим причинам, когда животные по заключению ветеринарного врача не могут быть доставлены на убойный пункт.
В соответствии с приказом № 45 "Об усилении контроля за внутрихозяйственным убоем скота" запрещено клеймение и выдача ветеринарных сопроводительных документов на мясо, полученное от убоя скота вне мясокомбинатов, боен, убойных пунктов, убойных площадок.
Учитывая вышеизложенное для внутрихозяйственного (личного) потребления мяса жители могут забить скот вне боенского предприятия. Для убоя скота с целью дальнейшей реализации мяса на розничных рынках Волгоградской области им необходимо провести убой скота на боенском предприятии.
На территории Жирновского района действуют скотоубойные пункты ИП Евстратов Н.В. в селе Новинка, ИП Климанов В.Г. в р. п. Красный Яр, которые принимают на убой скот от населения и закупают скот.
Средняя стоимость убоя давальческого скота составляет: КРС – 700 рублей за голову; свинья – 600 рублей за голову; овца – 500 рублей за голову.
Вопрос доставки скота до скотоубойного пункта решается путем согласования графика поставок с заготовителями, а также главами сельских поселений.
Для оказания содействия в строительстве скотоубойных пунктов предусмотрена государственная поддержка в виде возмещения части затрат (до 50%) на приобретение материально-технических ресурсов для убоя скота, переработки и хранения мясной продукции. В настоящее время планируются изменения в вышеуказанное постановление, согласно которым господдержку смогут получать индивидуальные предприниматели, занимающиеся закупкой, переработкой и реализацией животноводческой продукции.
Вопрос пятый.
– Мне непонятно, почему перестали выплачивать дотации по молоку? Почему норматив для сдатчика молока по белку и жирности растет и как угнаться за этими цифрами? Применять химию? Да ею, думаю, уже завалены все прилавки магазинов.
– В 2013 году субсидии на 1 литр реализованного товарного молока предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением ЛПХ) за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, и собственных средств областного бюджета в соответствии постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 года № 1370 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока» (далее – постановление Правительства РФ № 1370) и постановлением правительства Волгоградской области от 05.03.2013 года № 95-п «Об утверждении Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на 1 литр реализованного товарного молока», которое разработано в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 1370, устанавливающего в том числе показатели идентификации молока по жиру и белку.
В соответствии с законом № 181-ОД размер средств областного бюджета в 2013 году по данному направлению составляет 148 418,8 тыс. рублей.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.07.2013 года № 133-р размер субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока составляет 29 679,3 тыс. рублей.