Top.Mail.Ru
Оставить чистыми истоки - Крестьянская Жизнь
Дата 21 Апреля, Понедельник
$ - 00,0000 € - 00,0000

Оставить чистыми истоки

Молодежь покидает село. Не первый год и с настораживающей активностью. И в нашей области тоже. Причины давно известны. И все их множество сводится к низкому качеству жизни на селе.
Это общее понятие включает в себя и отсутствие газа, горячей воды или централизованной канализации, и разбитые дороги, делающие в непогоду любые поездки затруднительными или невозможными вовсе, и безработицу или крайне низкую заработную плату, и отсутствие нормально работающих ФАПов, доступных детских садов, и многие другие аспекты социально-бытовой жизни на селе. Думаю, для взрослеющего поколения ощущение нестабильности жизни рождается двумя основными причинами: уровнем среднего образования и невозможностью полноценной профессиональной реализации на селе.

Какая она, сельская школа? Почему-то зачастую вспоминается неухоженное здание с облупившейся краской или серыми стенами, навевающее мрачные мысли. Возможно, сравнение покажется чрезмерно символичным, но, на мой взгляд, отношение к зданию школы в некоторой степени определяет отношение и к растущему поколению.

Так сложилось, что из тысячи школ области 2/3 – сельские, при этом малокомплектные школы занимают большую долю из этого числа. Кроме малочисленного состава учеников, малокомплектную школу отличает еще высокий средний возраст педагогов и то, что один учитель, как правило, преподает несколько не обязательно смежных предметов. И не секрет, что при этом пожилые учителя часто не владеют инновациями в сфере обучения. Такие вот «особенности» условий обучения в малокомплектной школе рождают зачастую не вполне качественный образовательный продукт, который и предлагается детям.

Другими словами, в большинстве сельских школ нет должного уровня обучения ввиду отсутствия преподавателей необходимой квалификации, обновления педагогического кадрового состава. А причина этого, кроме прочего, еще и в том, что молодые учителя не видят своего профессионального будущего в таких школах, главным образом по причине низкой заработной платы и отсутствия карьерного роста.

Рассуждая в некотором смысле философски, можно предположить, что результатом нежелания работать в малокомплектной школе одного владеющего современными методами преподавания учителя является недостаточная начальная подготовка 20-25 детей. То есть профессиональные амбиции одного могут выступить в дальнейшем ограничивающим фактором для достойной профессиональной реализации будущего поколения.

Однако справедливости ради стоит отметить, что некоторое позитивное движение в сторону улучшения качества среднего образования есть. Однако проблема профессиональной реализации молодых специалистов на селе на сегодняшний день по-прежнему остается крайне острой. И для достижения заметных сдвигов в ее решении требуются консолидированные желание и ресурсы властей всех уровней. Возможно, когда-то она будет решена. Пока же так получается, что следующее поколение вырастает быстрее, чем происходят заметные качественные изменения в укладе сельской жизни, и потому они не оказывают ожидаемого благотворного влияния на желание молодежи остаться жить и работать на селе.

Конечно, не все молодые хотят связать свою дальнейшую жизнь с селом. А те, в чьих душах и мыслях традиции хозяйствования и культа земли нашли отклик, просто не могут себе этого позволить. Хотя бы потому, что профессиональная невостребованность, недостаточная и ненадежная материальная обеспеченность не могут служить базой для успешного будущего, а примеры развитого сельского бизнеса слишком единичны, чтобы вдохновлять. И уезжает из села молодежь, вырывается на свободу из тесноты неустроенности. А город, так манящий богатым выбором перспектив, может разочаровать. И так нередко бывает. Отсюда и безразличие молодых людей к собственной состоятельности. Некоторые из них возвращаются домой, в село, но уже без прежнего желания достойной самореализации, и сживаются, и смиряются со знакомыми с детства проблемами. При этом прочти каждый из них верит, что на судьбу его детей придутся лучшие времена, потому что появятся достойные условия и возможности для самореализации. И это есть и повод, и надежда продолжать воспитывать их в веками сложившихся традициях уклада деревенской жизни.

Елена МЕРЕЦКАЯ

Оставить чистыми истоки