Top.Mail.Ru
"Органика" ищет потребителя - Крестьянская Жизнь
Дата 14 Января, Вторник
$ - 00,0000 € - 00,0000

"Органика" ищет потребителя

С 1 января 2016 года вступает в силу национальный стандарт органической продукции. Для волгоградских сельхозпроизводителей это могло бы стать хорошим шансом, чтобы занять высокомаржинальную рыночную нишу и получать дополнительную прибыль. Основное препятствие на этом пути – потребитель не знаком с преимуществами «органики» и не готов давать за нее высокую цену.

 

"Органика" ищет потребителя

Чистота поневоле

Чтобы получить статус производителя органической продукции, предприятие должно обособить ее производство, не использовать ГМО и не применять пестициды, минеральные удобрения и т. д. Сегодня в России около 70 экопроизводителей, сертифицированных по международным стандартам. Они производят продукции на несколько сотен миллионов рублей.

Готовы ли волгоградские аграрии заняться производством экопродукции и соблюдать требования ГОСТов? Многие из них уверены, что производимые в регионе зерновые и масличные культуры можно автоматом отнести к экологически чистой продукции, так как из-за дороговизны удобрений и средств защиты растений многие хозяйства, особенно маленькие, их не применяют. Крупные же сельхозпредприятия вносят азотные удобрения в небольших дозах. Они не вредны, как фосфорные или калийные. Для сравнения, в Европе на 1 га вносят около 300 кг удобрений, а у нас – только 7 кг.

Главный научный сотрудник ВНИАЛМИ Александр Беляков сомневается, что экопродукция окупится при существующем уровне цен и трудозатрат.

– Экологическое земледелие подразумевает активное применение севооборота, органических удобрений (навоз, компосты), различных «умных» методов обработки почвы и отказ от химии, – отмечает он. – Фермеры, работающие таким путем, вкладывают колоссальный труд. Кроме того, улучшение качества и полезности продукта приводит к снижению урожайности на 20–50% по сравнению с промышленным земледелием.

По оценке Александра Белякова, состоятельные люди готовы платить за качество и экологичность. Средний класс смотрит на ценник и ждет скидок, а население, которое находится за чертой бедности, покупает субпродукты.

Начальник отдела мелиорации комитета сельского хозяйства Волгоградской области Юрий Кружилин также считает, что население региона не готово платить больше за «яблоко с червячком» – признак экологической чистоты.

– В регионе широкого распространения это направление не получило, – отмечает он. – И на прилавках магазинов не часто встретишь экопродукты, особенно овощи, поскольку по ним всегда работают с применением химикатов. Но если будет жесткий контроль качества, то возможно, скоро в волгоградских торговых сетях и появятся полки с экопродуктами.

 

По деньгам работа

Глава крестьянско-фермерского хозяйства Сергей Шкарупелов Киквидзенского района отмечает, что готов заниматься производством экопродукции при наличии спроса.

– Мы готовы соблюдать всю цепочку технологий, отказаться от средств защиты растений, если будет спрос, – говорит он. – Но население вряд ли будет платить за буханку хлеба по 100 рублей, хоть он и очень полезный. Рынок диктует свои условия, а экопродукты пока на нем не идут, так что себе в убыток никто работать не будет.

По этой же причине в хозяйстве отказались от овцеводства, хотя баранина является самым экологически чистым мясом. Ведь овцы содержатся на пастбищах, зимой их кормят луговым сеном, а прививки делают только от ящура. Но из-за отсутствия спроса от 5 тыс. голов овец у Шкарупелова осталось только 300.

Глава ООО «Становское» Нехаевского района Владимир Черничкин рассказывает:

– Мы производим свинину, и если найдутся покупатели на экопродукцию, то мы готовы производить ее. Но сегодня люди в магазине смотрят на красивые и с привычным вкусом продукты. А натуральный продукт не всегда имеет привлекательный вид, например, если колбаса из настоящего мяса, то она не розоватого цвета, а сероватая.

По мнению многих фермеров, производство экопродукции в отсутствии высокоплатежного спроса нерентабельно и наладить ее производство без масштабной популяризации невозможно. Особенно в больших хозяйствах и животноводческих комплексах, где технологии ориентированы на большие объемы, которые можно получить только с помощью удобрений, подкормок, средств химизации.

С другой стороны, пусть и небольшая, но рыночная ниша существует, и вряд ли стоит отказываться от нее, тем более что она при грамотном подходе дает более высокую прибыль. Задача сельхозпроизводителя в этих условиях – выстроить правильную сбытовую стратегию и найти своего покупателя.

К примеру, еще лет 20 назад искусственно выращенные грибы были в диковинку и покупатель не готов был приобретать их, а теперь окультуренные вешенки и шампиньоны пользуются заслуженным спросом.

Людмила БРЕУСОВА.

Фото Сергея Григоренко

DNG