Top.Mail.Ru
ОМ-122 выходит в рейс - Крестьянская Жизнь
Дата 24 Июня, Вторник
$ - 00,0000 € - 00,0000

ОМ-122 выходит в рейс

Одному из двух теплоходов, каждую навигацию перевозящих по Волгоградскому водохранилищу тысячи пассажиров, исполнилось 50 лет.

ОМ-122 выходит в рейс

Команда малого

В отличие от людей, суда в такой день не вправе рассчитывать на выходной, разве что поможет ветер, поднявший волну под два метра. «Наш "Омик"», – с любовью произносят камышане, не слишком переживая за свое незнание того, что первые две буквы означают "озерный малый" и созвучны слогу «ом». Этот теплоход проекта 780, спущенный на воду 20 августа 1963 года, до того как появиться на Волге, долгое время работал в Архангельске. Благодаря своему прочному корпусу из металла 8 мм ему был не страшен первый лед замерзающих рек. Эта особенность позволяла много лет трудиться на Волге, не счесть количество перевезенных на нем пассажиров между Волгоградом, Красной Слободой и другими населенными пунктами. В 2011 году ОМ-122 прибыл в речпорт Камышина. На удивление внушительные размеры судна – длина 42,5 метра, высота от воды до рубки 7,2 метра, ширина 6 метров – со стороны выглядят изящно. Быть может, потому, что сравнивать не с чем. Как сказку вспоминают речники время, когда по водохранилищу ходили пассажирские лайнеры, суда на подводных крыльях.

В свое время на ОМ-122 работали три смены, сейчас две. Первый капитан Иван Чередниченко, второй капитан Борис Зырянов, мотористы Олег Зутиков, Станислав Тимофеев, матросы Наталья Севастьянова, Ольга Большакова. Для нормальной работы судна важна работа каждого члена экипажа. Первыми встречают в окошечке кассы пассажиров женщины-матросы, на них лежит обязанность следить не только за чистотой на судне, причаливанием к берегу, но и продажа билетов. Улыбка, шутка, вот тебе и хорошее настроение во время поездки! Много ли надо пассажирам?

Без мотора вообще ни о какой поездке речи не может идти. От работы двух сердец, двигателей в 150 лошадиных сил, напрямую зависит скорость судна, безопасность пассажиров. Мотористы вместе с капитанами, когда закрывается навигация, принимаются за ремонт, лечат сердца судна водоизмещением в 180 тонн. Главным маэстро по настройке двигателей является Олег Зутиков, много лет работающий на речном флоте. Каждый винтик, трубочка механической части под контролем мастера. Второй капитан Борис Зырянов, что живет в селе Нижняя Добринка, прежде чем стать у штурвала "Омика", водил пассажирские и грузовые суда по северным рекам страны.

Человек и пароход

Интересная судьба у Ивана Чередниченко. Родившийся в 1938 в селе Великовка Быковского района, он может дать фору любому – отличное зрение, память, прекрасная физическая форма. Зимой на лыжах по насту водохранилища старается пробегать ежедневно по 18 километров! Иван Павлович помнит до мельчайших подробностей не только учебу в средней школе Николаевска, службу рулевым матросом на боевых кораблях на Каспии, Черном море, учебу на штурманском факультете училища Министерства торгового флота имени Героя Советского Союза Кафура Мамедова, годы работы в аварийной спасательной службе, на рыболовецких судах на Тихом океане, но и войну с фашистской Германией. Его увлекает военная история, фотография, театр. В 1995 году Иван Павлович вернулся с Дальнего Востока в Волгоградскую область. Окончил на "отлично" курсы повышения квалификации речного флота по специальности судоводитель-судомеханик. Во время юбилейного рейса ОМ-122 по маршруту Камышин – Николаевск мне удалось узнать от первого капитана много подробностей о работе пассажирского судна. Например, то, что расстояние в 7,5 км между Камышином и Николаевском судно проходит за 40 минут, 12 километров до дач у села Сестренки за 1 час 15 минут. И что при сильном ветре, когда волна поднимается до 1,5 метра, судно не выходит в рейс.

– Серьезных моментов, которые обязан учитывать капитан, достаточно, – рассказывает Иван Павлович. – Во-первых, швартовка, по-речному причаливание, здесь надо быть очень аккуратным, чтобы не повредить судно и причал. К чему ведет непрофессионализм, можно видеть на покореженных кусках арматуры, бетона причала Николаевска. Во-вторых, ответственным моментом является пересечение судового хода, но капитаны танкеров и сухогрузов профессионалы, с ними проблем нет. Бывают проблемы с рыбаками, лодки которых мешают движению. Проблемы с пьяными на судне, с теми, кто, приняв алкоголь, начинают купаться у причала, а такое не редкость, решает милиция. Был случай, когда пришлось спасать подвыпившего мужчину, решившего переплыть водохранилище. Даже дату запомнил – 22 мая 2007 года. Он проплыл от Николаевска километра четыре, если бы не наш спасательный круг… Но главная проблема в том, что речной флот позабыт и позаброшен. Опытных специалистов нет. Нет новых судов. Внимание к речфлоту пока видно только на бумаге. Вот пример: наше судно было на капитальном ремонте в 2010 году в Волжском. Не было сделано ничего, даже днище не почистили! В прошлом году зимой на стоянке у Камышина сами перебирали двигатели, заменяли, латали чем могли. Как результат – теплоход ходит, но в работе двигателей то и дело сложности. Выручают кудесники-мотористы. Надеюсь, и эту навигацию благополучно доработаем. А что будет в следующие годы?

Близится окончание навигации на Волгоградском водохранилище, старина ОМ-122 вновь остановится у причальной стенки, вновь механики с капитанами станут лечить потрудившиеся сердца судна. У Ивана Павловича забот и помимо работы много, он отец 3-летней дочери Софии. Трое его детей от первого брака получили профессию, живут самостоятельно. Так что все внимание теперь на нее.

– Пока есть силы, буду работать! – говорит первый капитан. – С хорошей командой и я, и наш ОМ-122 еще себя покажем!