Начнем с напоминания о том, что калмыки традиционно проживают не только в самой Республике Калмыкии, но и в ряде южных районов Волгоградской области, а буддизм, который они исповедуют, являются одой из трех мировых религий. При этом интерес к культуре и традициям этого народа в последнее время неуклонно растет. Не является исключением и калмыцкий Новый год, который носит название "Зул", или «Свеча». Что интересно, этот праздник называется еще и Днем прибавления возраста калмыцкого народа. Каждый калмык прибавляет к своему возрасту один год не в день своего рождения (который в старину не праздновался), а в праздник Зул.
– В день Зула отмечают также день рождения, просветления и ухода в нирвану ламы Цзонкапы – основателя одной из четырех традиционных школ тибетского буддизма, традиций которой калмыки придерживаются начиная с XIII века, – рассказывает заместитель председателя калмыцого культурного центра им. Н. Очирова Людмила Лукманова. – Существуют определенные обряды, которые совершаются во время проведения этого праздника. Все они направлены на духовное очищение, освобождение от груза переживаний и проблем уходящего года, обновление и благополучие в новом году.
18-летняя жительница Волгограда Алина Перкова помнит о том, что в числе ее предков были калмыки, и чтит калмыцкие традиции.
– Моя прабабушка Эмилия была немкой, а ее муж и мой прадедушка Санан – калмыком, – рассказывает Алина. – Поэтому наша семья всегда отмечает Зул.
К празднику калмыки готовятся заранее, запасаясь впрок топленым маслом, жиром. Хозяйки собирают траву ковыль, из которой делают обрядовые фитили.
– Каждый из членов семьи делает себе свечи с фитилями из ковыля, – говорит Алина. – В праздник мы их зажигаем и смотрим – если пламя горит прямо, значит, и год будет удачным. Кроме того, из теста хозяйка дома лепит общую семейную свечу в форме лодочки, а фитилем в ней служит трава ржанец. Вечером, когда на небе появляются первые звезды, проводится главный праздничный ритуал – обряд продления жизни. В это время зажигается свеча «насна зул», или «свеча жизни», как еще ее называют.
В древности ритуал был более сложным. Хозяйка выходила из кибитки, в ту пору она служила калмыкам домом, становилась на правое колено и, держа огонь в правой руке, читала молитву о здоровье семьи и всего народа до тех пор, пока не угасало пламя. Сегодня ритуал упростился: члены семьи обязаны три раза поклониться горящей свече и прочитать молитвы. А когда «свеча жизни» сгорает, из ее остатков пекут хлеб и съедают его. Считается, что это дает крепкое здоровье всем членам семьи.
– Традиционные продукты на нашем праздничном столе – калмыцкий чай, борцоки – калмыцкий аналог сдобных пончиков, разные сладости и мясо, – рассказывает девушка. – Чай разливает хозяйка дома, причем пиала подносится сначала самому старшему по возрасту. В этот праздник принято желать здоровья, счастья и хорошей зимовки. А еще в этот день калмыки непременно отдают дань уважения родителям и всем пожилым людям: угощают их от души, дарят подарки, несут сладости, пачки чая, масло, мускатный орех.
Несмотря на то что калмыцкий Новый год считается семейным праздником, отмечают его и коллективно.
– С наступлением темноты представители буддийского духовенства в сопровождении народа обходят вокруг храма, неся впереди икону с изображением Цзонкапы. Во время процессии люди идут с зажженными факелами, – поясняет Людмила Лукманова. – Внутри и вокруг храма зажигаются тысячи лампад, которые горят до наступления рассвета.
Монахи читают молитвы. Миряне гадают на зажженных зулах: пламя, его интенсивность и длительность горения указывают, каким станет для молящегося наступающий год.
Марина Шабанова.
Фото автора и предоставлены музеем «Старая Сарепта»
Как приготовить калмыцкий чай
Во время встречи Нового года калмыки пьют праздничный калмыцкий чай под названием «джомба». Секретами его приготовления с читателями «Крестьянки» поделилась экскурсовод волгоградского музея «Старая Сарепта» Татьяна Мельникова. По ее словам, для приготовления калмыцкого чая нужны чистая, лучше родниковая, вода и специальный плиточный зеленый чай.
– Воду ставим на огонь, одновременно опускаем чайную заварку, так как просто кипятить воду у калмыков считается плохой приметой, – говорит Татьяна Мельникова. – Когда наш чай вскипел, мы добавляем одну поварешку воды и по калмыцкому обычаю помешиваем 99 раз. Далее добавляется молоко, и напиток вновь доводится до кипения. Заправленный молоком чай нужно немного прокипятить. Когда кипящий чай начинает светлеть, нужно добавить специи – соль, гвоздику, корицу, мускатный орех, молотый черный перец. Кипятим и убавляем огонь. Шумовкой удаляются плавающие чайные палочки, но не листья, находящиеся внизу. Под конец чай заправляется сливочным маслом.