26 июля. День архангела Гавриила. Сухая погода в этот день обещала хорошую и сухую осень. Если же начинались сильные дожди – нужно было опасаться гибели урожая. Поэтому крестьяне обращались к небу: «Не иди дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, где жнут, а иди, где ждут» .
27 июля. День Акилы. На Руси в этот день было принято угождать Полевому – невидимому духу, хозяину поля. У последней полосы жатвы для него оставляли горшок каши, а на самой полосе – пучок ржи. К этому времени погода становилась переменчивой. Часто на поля налетали ветры с вихрями и дожди с грозами – поэтому урожай нужно было сторожить. Крестьяне думали, что в вихрях летает нечистая сила.
28 июля. Кирик и Улита. Говорили, что в этот день солнце светит особенно ярко. Женщины праздновали день матушки Улиты, называли ее своей заступницей. Бабам полагалось отдохнуть. Тем более что в поле в этот день лучше было не выходить: люди верили, что там гуляет нечистая сила.
29 июля. Финогеев день. Считалось, что лето проходит самую знойную пору. Если ботва у моркови поникала, это предвещало дождь. А когда начинались частые туманы, можно было готовиться к сбору грибов. С этого дня на столе регулярно появлялись грибные блюда: любимая многими гречневая каша с грибами и луком, котлеты из белых грибов, грибная икра и, конечно, жаренная с грибами картошка.
30 июля. Марина с Лазарем. День считался временем зарниц, молний без грома и дождя, которые предвещали пожары и иссушали зрение. На Марину с Лазарем наблюдали за погодой: считалось, что осень будет такой, как два последних дня июля и первый день августа.
31 июля. Омельянов день. Лучшим отдыхом после страды была баня, где в этот день было принято париться вениками из ржаной соломы, а также из полевых трав и цветов. Говорили, что такой обряд смывает всю усталость, накопившуюся за время жатвы. Н ачиналась жаркая пора у хозяек – они заготавливали варенья и соленья на зиму.
1 августа – Макринин день. Если день выдавался сухим, проводили особый обряд вызывания дождя – «делали мокрины». Находили девушку, родившуюся 1 августа, наряжали ее в праздничное платье и подносили колосья хлеба. Она должна была отнести их к реке, чтобы та передала хлеб влаге небесной и уговорила ее пролить дождь.