По мнению специалистов, которые обсуждали проблемы ярмарочной торговли сельхозпродуктами на круглом столе в РИАЦ, такой подход поможет сбыту сельхозпродукции ЛПХ и небольшими фермерскими хозяйствами.
– Для ЛПХ ярмарки и рынки являются практически единственным средством сбыта продукции, ведь с малым объемом им сложно попасть в сетевые магазины и перерабатывающие предприятия. Тем более что личные подсобные хозяйства могут конкурировать с крупными сельхозпроизводителями по цене. У последних высокие издержки на производство и поставку продукции, – отметил экономист, ректор Волгоградского института бизнеса Андрей Ващенко.
Однако участие в ярмарках, которые проводятся в Волгограде, пока интересно только близлежащим районам, таким как Среднеахтубинский, Ленинский, Городищенский, Иловлинский и Светлоярский. Поэтому сельхозпроизводители предложили проводить ярмарки и в муниципалитетах. Соответствующее письмо было направлено в региональный комитет промышленности и торговли.
– Предлагаю организовать в 2016 году в Волгоградскую областную эстафету ярмарочной торговли. Районы должны показывать друг другу, какую продукцию они производят и какой не хватает, – добавил глава крестьянско-фермерского хозяйства Городищенского района Алексей Денисов.
Ассоциация «Совет муниципальных образований Волгоградской области» заинтересовалась предложением, ведь ярмарки – эффективный механизм реализации продукции. А их организация станет нестандартным способом оказания государственной или муниципальной поддержки.
– На мой взгляд, необходим координатор ярмарочного движения, некий центр, куда можно обратиться за помощью в организации торговли. Этим вполне сможет заниматься областной комитет по торговле. Сейчас же все лежит на плечах самих производителей, – добавил исполнительный директор ассоциации Александр Щербань.
В интересах кооперации
Что касается крупных сельхозпроизводителей, они сходятся во мнении, что сезонные ярмарки – это скорее показательное выступление. И с точки зрения периодичности, и с точки зрения экономики крупным аграрным производствам это не очень интересно. Ведь за короткий срок работы ярмарки реализовать продукцию получается далеко не у всех. Вместе с тем сельхозпроизводители готовы произвести большие объемы продукции, но испытывают трудности со сбытом.
– Решить проблему может постоянно действующая торговая площадка с крытыми павильонами, условиями хранения и другими факторами. Необходимо системно завезти сельхозпроизводителя на территорию Волгограда, – отмечает Андрей Ващенко. – Это стало бы серьезнейшей поддержкой местной продукции, так как такой способ сбыта может создать конкуренцию сетевым магазинам.
В то же время ярмарки являются перспективными для сельскохозяйственных кооперативов, представляющих интерес личных подсобных хозяйств, и дают импульс к их развитию. Ведь для населения всегда будет доступна продовольственная продукция по более низкой цене, а у владельцев ЛПХ появится постоянный рынок сбыта.
Нужно добавить, что создание новых и развитие уже имеющихся кооперативов находится в приоритете для агропромышленного комплекса Волгоградской области.
– Сейчас внесены изменения в требования по созданию кооперативов. Если раньше кооператив могли создать не менее 50 человек, то сегодня – не менее 10 человек. Движение в этом направлении есть, – отметил председатель общественного совета при комитете сельского хозяйства Волгоградской области Павел Чумаков. – Кроме того, для стимулирования развития сельскохозяйственной кооперации Волгоградской области с 2015 года впервые разработана программа, предусматривающая оказание государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в виде грантов.
Как сообщили в профильном ведомстве, грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов направлена на развитие материально-технической базы кооперативов, строительство объектов подработки, переработки и хранения продукции, произведенной членами кооператива. Также кооператив может вести переработку и продукции, закупленной у сельхозпроизводителей, не являющихся членами кооператива.
Елизавета ЗАТЯМИНА.