Музею полвека
Приезжим здание Камышинского Земского дома в нынешнем его состоянии напоминает пряничный домик. Здание – произведение искусства, выполненное в популярном когда-то стиле русское барокко, сочетает в себе и элементы русского народного зодчества. Это настоящая жемчужина поволжской архитектуры 19-го столетия, внутри которой ныне уютно расположился Камышинский историко-краеведческий музей.
История истории
В XIX веке в Камышине существовал частный музей древностей господина Тулупова. В 20-х годах прошлого века в городе вновь появился музей, экспозиция которого, носила сугубо просветительский характер. В 1947 году в Камышин перебазировали эвакуированный из Сталинграда областной музей краеведения, правда, уже в 1954 он вернулся на родину.
Спустя 6 лет в Камышине был создан новый народный музей, который открылся 13 августа 1961 года. А в 70-х годах музей перебрался в Земский дом (зданию музея в сентябре этого года исполнится 110 лет). Когда музей только открывался, он содержал всего 264 экспоната. В сравнении с сегодняшним собранием – около 57 тысяч единиц – эта цифра кажется крупинкой. В составе музея сегодня расположенный в нескольких шагах «домик Шолохова», в котором в 1943 году проживал писатель. И художественная галерея – в новой части города.
Природа есть, ее не может не быть
– Говорят, что у нас природы нет – степи, – произносит директор музея Сергей Чеботарев и ведет за собой. – А вот они, представители нашей природы. Начало нашей стационарной экспозиции об археологии края, животном и растительном мире, климате.
В диарамах можно посмотреть животных и растения. А вот и древние, отмеченные номерочками окаменевшие листочки магнолии, эвкалипта, каштано-дуба и других, по большей части трудновыговариваемых, названий растений и даже совершенно никому неизвестных.
И тут же рядышком – фото уважаемых господ, которые изучали, как могли, камышинскую землю. Среди них уважаемые иностранные гости. К примеру, В 40-х годах позапрошлого столетия Нижнее Поволжье посетил один из крупнейших ученых своего времени, президент Лондонского геологического и географического общества Родерик Импей Мурчисон. Исследовав обширные пространства России и Урала, Мурчисон составил «Геологическое описание Европейкой России» в двух частях, изданное на русском языке в Петербурге в 1849 году.
Рассказывают здесь и о племенах, которые проживали с древнейших времен на этой земле. Сохранились в музее сарматские мечи, которым по 2 тысячи лет.
– В 1668 году царь Алексей Михайлович основал наш город – крепость Камышинку, в самом устье впадения реки Камышинки в Волгу. Это произошло как раз тогда, когда Стенька Разин вышел со своими ребятками на Волгу «в поход за зипунами». И устье Камышинки было самым разбойным местом. И Стеньке Разину, конечно, такое соседство не понравилось. Через два года нашей крепости был подписан смертный приговор – она была сожжена дотла. Петр Великий основал город заново. Причина – политика. Очень нужно было показать «козью морду» турецкому султану, – и в таком ключе Сергей Чеботарев может рассказывать, кажется, бесконечно.
Легенда о блуждающей статуе
Есть у местных сотрудников музея и мистическая история про статую, которая не может найти покоя. В коридоре музея – изваяние мужчины с бакенбардами, упирающегося прической в беленый потолок.
– Посетители обычно говорят: «Ой, у вас и Пушкин есть!» Так вот это не Пушкин, – останавливаясь возле черного истукана с загадочной улыбкой произносит Сергей Чеботарев. – Это Микаэль Лазаревич Налбандян. Диссидент 19-го века, узник Петропавловской крепости, которого в 1865 году государь отправил в ссылку на юг, в город Камышин.
Изначально статуя предназначалось для улицы, поэтому полая, для наполнителя. Статую Налбандяна поначалу выставили в школе-новостройке с низкими потолками, и он пугал там первоклассников. Через несколько лет ее перевели в музей, она стояла у нашего входа, пугала всех посетителей. Потом мы его поставили на лестницу – пожарные инспекторы сказали, что он будет мешать при эвакуации. Потом переставили в уголок прохода, туда, где вы его сейчас наблюдаете.
А знаете, что он написал брату в Ростов? «Об этом городе сказать ничего хорошего не могу, совершенно негодное место, а с наступлением зимы всякая жизнь прекращается совершенно». Вот сказал раз, теперь здесь и мается.