Музей должен быть правдивым

Каким должен быть краеведческий музей? На этот вопрос заведующая библиотекой хутора Поперечный Котельниковского района Зоя Лиджиевна Рахметова знает точный ответ.

– Музей должен быть правдивым. В идеале, чтобы были экспонаты, рассказывающие обо всех событиях, происходивших в конкретном месте в то или иное время. Сейчас что можно видеть? Люди собрали старину, повесили портреты ветеранов и говорят: вот, мол, у них краеведческий музей. А где другие эпохи? Где орденоносцы хлеборобы, руководители совхозов, колхозов, передовики, спортсмены, директора школ? Краеведение – это непрерывная река, а не отдельные лужицы.

О каждом экспонате, приютившемся на пространстве шириной в четыре шага, в библиотеке, между стеной и книжными стеллажами Зоя Лиджиевна рассказывает с большой теплотой, словно о хорошем знакомом или даже родственнике. Погладит пальцами, поднесет поближе к свету, словно спрашивает: «Ну, как вы, уважаемый, себя чувствуете? Не беспокоят ли соседи по стеллажу, давно ли умывались?»

Судьба самого библиотекаря тоже могла быть предметом музейных исследований. Во время войны калмыков высылали на Урал, в Казахстан. Ее родители Лиджи Кармаков и Александра Антонова познакомились в городе Тавда Свердловской области. Отец как заключенный работал на угольной шахте, мать была на вольном поселении. Там же, на Урале, в 1955 году родилась и она, Зоя Рахметова. В 1956 году калмыкам разрешили вернуться в родные края. Кармаковы приехали в родные степи хутора Поперечный. После школы Зоя Кармакова окончила в Дубовке сельскохозяйственный техникум. Вышла замуж. До 1980 года работала зоотехником, по 1993 год заведовала складом в совхозе «Аксай». Вдвоем с мужем Телектес Мукашевичем вырастили, воспитали сына Сергея, дочь Айману. В 1993 году она стала работать заведующей сельской библиотекой. Как оказалось, эта неизвестная ей когда-то профессия стала вторым призванием.

– Собирать предметы старины меня подтолкнул наш попереченский атаман Александр Корниенко. Любитель истории, интереснейший человек. История нашего хутора содержит потрясающие факты переселения сюда в эпоху Екатерины украинцев, годы распашки целинных земель. Тогда в Поперечный приехали поднимать целину люди из Тульской, Воронежской областей. Специально для переселенцев была построена улица в 20 домов.

Содержимое фотоальбомов, сундуков, сараев, чердаков потихоньку перекочевывает в местную библиотеку. Пока выставлены вещи старинные, которые делали сами попереченцы: пастушьи сумки, сплетенные из лыка, онучи и холст, обматывавший голень для ходьбы по морозу в лаптях, векового изготовления столярный инструмент, домашняя утварь. В углу две иконы, из тех, на которые до разрушения местного храма в 1925 году молился народ.

– Я помню хозяина почти каждого экспоната. Это уникальные вещи. Вот кородер, подковы, колодезные крючки нашего кузнеца Дмитрия Корольского, рубель и каталка, переданные Любовью Ивановной Петренко. Наташа Чернова принесла чесочку для распушения стеблей льна и двухведерную маслобойку. Вот в этих туфельках до 1917 года ходила бабушка Харатина. А эти носила баба Дуня. Вот модели послевоенные Любови Ивановны Петренко, Любови Ананьевны Ананко. Игрушечный столик, этажерочку сделал дед Боря, муж бабы Дуни Кобыльниковой.

Но больше всего любит Зоя Лиджиевна деревянные прялки и веретена.

– Вместе с коллегой Ингой Сулеймановой на них прядем, делаем им ремонт. В прялке заключена целая философия: вращающееся колесо – это цикличность жизни, истории, это вращающаяся целая галактика. Собраны у нас и материалы об участниках Великой Отечественной войны, ребятах служивших в горячих точках, тружениках-орденоносцах с 1960 по 1980 год, династиях хлеборобов, трактористах. Надо не забыть об их достижениях, рекордах, моделях тракторов, комбайнов. Мы единственное в районе поселение, где проводятся дни культуры казаков, калмыков, дагестанцев, чеченцев! Вот бы создать такой музей, где бы экспонаты появлялись в трехмерном пространстве. Ну почему кинотеатры с таким форматом есть, а музеев нет? Информационная река музеев тогда была бы куда полнее и интереснее. Только прялочки деревянные пусть остаются такими, какие есть. Люди должны иметь возможность касаться реки времени не только взглядом, но и ладонями, пальцами. Именно поэтому музей должен быть правдивым!

Андрей КУТЫГА