Все включено
Сегодня Юлия Яковлевна проводит здесь экскурсии для обитателей лечебно-оздоровительного учреждения. Как отмечает библиотекарь, экспонаты для этого мини-музея собирали всей станицей. Благодаря чему в павильоне появились текстовые материалы, вещи, предметы быта, рассказывающие о разных вехах в истории станицы. Серьезную помощь оказали поисковики Александр Богатырев и Вячеслав Соловьев, а также историк качалинской школы № 1 Владимир Парамонов. Нничего бы не получилось и без директора санатория Владимира Михайловича Попова, который предоставил помещение под музей, помог сделать в нем ремонт и завезти оборудование.
– В библиотеке я занимаюсь краеведением с 1985 года. И, считаю, что свою миссию донести до каждого жителя историю нашей малой родины выполнила. Не зря же столько людей мне помогает, – признается Юлия Тарасова. – В санатории я работаю всего три дня в неделю и в каждый из этих дней провожу по четыре экскурсии. На них приходят пожилые бабушки, которые иногда не могут сдержать слез, поскольку вспоминают здесь предметы из своего далекого детства. Ведь вспоминать его, своих ушедших из жизни родителей всегда чуточку больно. Приходится каждому уделять как можно больше внимания.
Отметим, что экспонаты павильона рассказывают о местной культуре и быте и о 4-м казачьем полку русской армии, который дислоцировался в станице в начале 19-го века, и об истории Великой Отечественной войны, и даже о местной флоре и фауне. Ведь уже более 10 лет эта территория вокруг санатория является особо охраняемой. Как отмечает Юлия Яковлевна, с экологическими материалами помог директор природного парка «Донской» Владимир Лукьянов.
От сарматов к Ермаку
Точная дата возникновения городка Качалина неизвестна, но он существовал уже в середине 16-го века. Первоначально городок находился на острове между Доном и протокой Быстрой. А в третьей четверти 18-го века станица Качалинская была перенесена на свое нынешнее место.
– Впервые в официальных документах городок Качалин упоминается в 1622 году. О происхождении его названия существует несколько легенд, – поясняет Юлия Тарасова. – По одной из них волжский атаман Качалов облюбовал остров посреди Дона и со своей ватагой построил на нем небольшой городок. А другая версия гласит, что оно появилось еще во времена, когда на этих территориях жили скифские племена. Они имели свой язык, и слово «качал» в переводе на русский обозначало «плыть, плавать».
Вообще, со станицей связаны многие значимые исторические факты: от живших на этих территориях во 2-м веке сарматов до предания о рождении в Качалине покорителя Сибири Ермака, который затем был избран атаманом городка. Многие из них отражены в музее при санатории.
– В 2008 году в станице был найден клад сарматской культуры, – рассказывает Юлия Тарасова. – На глубине двух-трех метров под землей находились глиняные шарики, наполненные галькой. Пока мы точно не знаем, что это. Но версий родилось множество: от детской погремушки до рыболовецкого поплавка. Однако больше всего мы склоняемся к варианту украшения-бубенчика на лошадиную повозку. Были также найдены яркие синие и желтые бусы того периода и куклы. Лишь немногая часть этих «сокровищ» находится у нас, главные хранятся в областном краеведческом музее.
И Петр останавливался
Как отмечает Юлия Яковлевна, к 17-му веку здесь насчитывалось 28 ветряных мельниц, работала пекарня, имелись своя пристань и прудовое хозяйство, а также больница и даже почтовое отделение. Последний факт доподлинно известен, поскольку в архивных документах зафиксировано, что в 1695 году, когда Петр I был в Качалине, он отправлял депеши через местную почту. Тогда, к слову, на ней работало 5 конных и 2 пеших письмоносца.
– Качалинский городок не раз выступал местом сбора «людей гулящих» для совершения походов на Волгу и Каспийское море. За что в 1709 году серьезно поплатился, – рассказывает краевед. – По приказу Петра Великого городок буквально стерли с лица земли карательным отрядом Хованского за то, что местные казаки не подчинились реформам и присоединились к восстанию Кондратия Булавина. Но через несколько лет его снова восстановили.
Малиновый звон
Знаменита иловлинская станица и церковью – храмом Пресвятой Троицы, построенным в 1793 году. Сегодня от него осталась лишь часть колокольни, поскольку в 1942 году, во время боевых действий, здание взорвали немцы. Церковь служила для них ориентиром на железную дорогу.
– Последний колокол сняли в 1986 году, и, по всей видимости, он был отдан в другой храм, – рассказывает Юлия Тарасова, показывая фотографии еще «живой» церкви. – Жители сильно переживали снятие этого колокола, поскольку он был подарен императрицей Екатериной и отличался неповторимым звучанием. Этот малиновый звон созывал жителей на большую площадь, рядом с которой расположена еще одна архитектурная достопримечательность станицы – дом-магазин купца Бабушкина. Он тоже долгое время находился в руинном состоянии, но сегодня, к счастью, его реставрацией занялся один волгоградский предприниматель. Так вот недавно археолог Михаил, который занимается реставрацией этого дома, принес мне фотографию качалинской церкви 1905 года, которую он там нашел. Это неописуемая красота! Здание стоит на фундаменте, возвышающемся на высоту человеческого роста.
В краеведческом павильоне есть даже фрагмент оклада иконы из местной церкви. А также несколько листов из чудом уцелевшей православной книги с записями о рожденных и умерших жителях. Она была вытащена из костра, в котором ее хотели сжечь.
О роде и народе
– Есть в экспозиции и кирпич из церкви, который был произведен на качалинском кирпичном заводе. Это предприятие здесь раньше работало. И даже фрагмент шпал от построенной местными купцами в 1846 году железной конной паровой дороги имеется, – продолжает библиотекарь. – Отдельного внимания заслуживает история 4-го донского полка, участвовавшего в заграничных походах русской армии в 1813–1814 годах, в состав которого входили качалинские казаки. Между прочим, именно этот полк первым в 1812 году вошел в Париж, за что и получил звание имени графа Платова. Мы раздобыли карту тех лет, узнавали казачьи заповеди. Так одна из самых важных, на мой взгляд, гласит: «Нет народов больших и малых. Есть только поступки, по которым будут судить о твоем роде и народе. Поэтому учись вести себя подобающе».
В новом музее при санатории собрано много фотографий разных лет. Среди них, например, снимок станичной молодежи в интересных платьях.
– Это дети нашего старшего священника Ивана Матвеевича Чунихина, который также преподавал в местной школе, – поясняет Юлия Яковлевна, рассматривая фотографии. – Вот это – семья приказчика, который работал у купца Бабушкина. А это наши колхозницы. В 1924 году в станице был организован колхоз «Красный партизан», который просуществовал до 1964 года. В это время было очень развито сельское хозяйство, работали птицефермы, индюшатники, свинофермы. Выращивались зерновые. На этом снимке еще одна архитектурная достопримечательность – качалинская школа № 2, построенная в 1889 году, которая дожила до наших дней и прекрасно функционирует благодаря умелому руководству. Изначально она была деревянной, а в 70-е годы ее обложили кирпичом.
Теперь понятно, почему отдыхающие в санатории часы напролет проводят в этом краеведческом павильоне. Ведь не только они могут бесконечно задавать вопросы и вспоминать истории из своего прошлого, но и Юлия Яковлевна мастерски умеет часами рассказывать о родной станице.
– Мой отец родился на Дону, но потом переехал в Западную Сибирь. Я тоже жила там до 19 лет, а в 1976 году решила вернуться сюда к бабушке, – рассказывает библиотекарь-краевед. – Уверена, что это был зов предков, о которых я не устаю рассказывать всем, кому интересна наша славная история.
Екатерина МАНТУЛЕНКО, Иловлинский район