К теплому морю…

Ежегодно сотни тысяч уставших от напряженного ритма мегаполисов людей радостно собираются в отпуск к теплому морю.
Конечно, у каждого оно свое: кто накопил денежек побольше, планируют отдых на Мальдивах или Канарах, в Юго-Восточной Азии, менее зажиточные граждане прокладывают отпускные маршруты в Египет или Турцию. Но большинство россиян привычно приобретают билеты до Анапы, Геленджика, Адлера. Что ни говори, а это свое, вроде бы, родное и привычное. Особенно после просмотра многочисленных телесюжетов об отравлениях на турецких яхтах, невозможности вернуться на родину туристам, «кинутым» туроператорами, и прочих страшилок. Тем более, что разросшемуся племени автомобилистов и на время отпуска можно не расставаться со своим «железным конем» — в большинстве мест отдыха на Черноморском побережье Краснодарского края предусмотрены автостоянки.
Вот и ваш корреспондент последовал примеру небогатого российского большинства, отправившись на стареньком «жигуленке» на несколько дней к синему морю отдохнуть «дикарем». Тем более, что дорогой можно посмотреть, как и что делается у соседей.

Уже давно в среде автомобилистов бытует мнение, что волгоградские дороги по своему качеству стоят на последнем месте в чреде южных соседей. До последней поездки так думал и я. Но, проехав ранним утром южные районы города до начала автодороги Волгоград-Краснодар, был приятно удивлен состоянием трассы, пролегшей по Светлоярскому, Октябрьскому и Котельниковскому районам. Нет, идеальной для автотуристов ее назвать нельзя, хотя бы в силу практически полного отсутствия придорожного сервиса. Однако, содержится она в отличном состоянии, позволяя едва ли не на всем пути удерживать высокую крейсерскую скорость, не опасаясь убийственных колдобин и ям. Появились в последнее время в Червленом и Котельниково мотели с пунктами круглосуточного питания, хотя вопрос об их уровне остается пока открытым. Но между этими населенными пунктами трасса вот уже который год, к сожалению, пустынна.
Однако, вернемся непосредственно к дорогам. Далеко не везде они хороши и у наших южных соседей. Та же трасса Ростов-Ставрополь изобилует огромными колдобинами, не говоря уже о колейности, порой превосходящей нашу автодорогу М6 «Каспий». А уж участок дороги от села Песчанокопского до Белой Глины напоминает полигон для испытания гусеничной техники.
Что касается непосредственно «южных километров» — дороги от Краснодара до Джубги, и дальше, по побережью в сторону Сочи, то это, как говориться, отдельная песня. На многих ее участках идет нескончаемый ремонт с перекрытием если не всей проезжей части, то уж одной полосы — точно. В результате стокилометровый отрезок Джубга-Лазаревское автору удалось преодолеть почти за пять часов… Невольно вспомнились комфортные купе вагонов РЖД!
Отдельное слово о краснодарских, вернее, причерноморских стражах дорог. Наши «гаишники» по сравнению с ними — сущие ангелы. Местные водители посоветовали передвигаться в их зоне ответственности исключительно при включенном видеорегистраторе. В противном случае на каждом повороте будете «отстегивать» суммы, сравнимые с вашей месячной зарплатой под заверения, что это делается исключительно в ваших интересах.

Выбор отелей, баз отдыха, пансионатов и просто квартир на черноморском побережье огромен и разнообразен. И, надо сказать, значительная часть их хорошо подготовлена к приему нетребовательных российских отдыхающих. Тут вам и все удобства, и забота хозяев, но, как правило, общую хорошую картину портит какой-нибудь единственный недостаток. Например, наличие под окнами железной дороги с бегущими по ней электричками и поездами с круглыми стальными колесами. А так, как площадь круга — пи эр квадрат, то вот эти квадраты и стучат круглосуточно с небольшими интервалами. К тому же добираться до пляжа приходиться, преодолевая в большинстве случаев насыпь этой железной дороги, и РЖД вспоминаешь уже не столь восторженно.
Проблемы «где покушать» на побережье фактически не стоит. Столовые, кафе, шашлычные и рестораны буквально заполонили черноморские городки и поселки. Качество приготовления пищи в них, разумеется, различно, но откровенных помоев вы здесь не увидите. Хотя существуют и отдельные «нюансы». Наша официантка в кафе при отеле, например, имела привычку подавать на стол тройные порции, что выяснялось только при прочтении счета за трапезу. При этом настойчиво требовала чаевые…
Особое слово о горячительных напитках. В любом приморском поселке их можно приобрести без труда. И не только бутилированную продукцию, но и разливную в импровизированных магазинах «Кубанские вина», а также на руках у местных жителей. Этот бизнес поставлен настолько широко, что включается в экскурсионные маршруты под обозначением «дегустация местных вин». При этом точки «дегустации» у каждого гида свои, и больше напоминают распродажу продукции. Поэтому не стоит принимать на веру заявления об «эксклюзивности» продукта, тем более, что при ближайшем рассмотрении качество его не всегда соответствует рекламе.
Передвигаться по побережью, не имея собственного транспорта, пожалуй, проще, чем с ним. В каждом поселке организовано от одной до нескольких таксомоторных фирм, с вполне приемлемыми ценами за проезд. Как и в нашем городе, авто на заказ стоит дешевле, чем взятое «от бордюра». Ну, для более экономных отдыхающих есть служба маршрутных такси и рейсовых автобусов. Наконец, для посещения соседних поселком и городов можно пользоваться электричками, двигающимися вдоль побережья от Туапсе до Адлера.

Для тех, кто приехал на море не с целью провести отпуск, исключительно лежа на пляже, прерывая это занятие лишь на время сна и приема пищи, на побережье организован ряд компаний, организующих различного рода экскурсии по окрестностям. На одной из таких экскурсий побывал и ваш корреспондент. Втиснув любознательных в микроавтобус, как кильку в банку, организаторы вывезли клиентов за 15 километров в ближайший адыгейский аул, давно ставший поселком, дважды по дороге «слупив» с них экологический взнос за посещение национального природного парка, и через три часа вернули «на исходную». За это время экскурсанты смогли пройти вдоль двух горных ручьев, громко именуемых каскадами водопадов, в общей сложности около километра по деревянным лестницам, да прикупить на частном подворье мед, чачу и вино.
Морские прогулки на катерах и яхтах особой познавательностью тоже не отличаются, несмотря на ощутимую для простого труженика цену. Джиппинг, рафтинг, заказные рыбалки на прудах — все это тоже можно отнести к разряду ширпотреба, но в общем разнообразящего отпуск на юге. Возможно. Что существуют и эксклюзивные экскурсии, они даже рекламируются отдельными компаниями, но, увы, цены на них для рядового отпускника остаются недостижимыми.


Евгений Мизерский