К новым крепким берегам!

Вода, как известно, среда весьма энергичная и точит даже каменные скалы. А уж о простых волгоградских глиноземах и говорить не приходится. Из года в год эрозии и оползни медленно, но верно меняют геометрию русла рек нашей области. Однако когда вода вплотную подступает к жилым домам прибрежных сел и городов, геологическая эволюция становится проблемой, требующей миллионных вложений. Как эффективнее укреплять волгоградские берега, решали на расширенном совещании под председательством первого заместителя главы администрации области Геннадия Александровича Чурикова.

Главная причина активности береговой линии – ветер, слабые грунты и масштабные колебания воды, особенно заметные на крупных водоемах. Поэтому 260 приволжских километров нашей области сложно назвать твердой почвой под ногами. Хвалынские шоколадные глины волгоградской земли легко поддаются волжским волнам. Пологий левый берег исправно платит им эрозией до 5 метров в год, и даже его более крутой правый напарник в среднем теряет около полуметра в ходе оползневых процессов.

– Необходим постоянный мониторинг ситуации, – говорит председатель комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Олег Владимирович Горелов, – а также ограничение выделения земель в водоохранной зоне и разработка программы по выведению уже существующих объектов из опасной зоны.

Оставить уплывающий берег можно, но затратно. Каждый километр укрепительных работ оказывается буквально золотым: его стоимость колеблется от 50 до 120 миллионов рублей. Самые значительные берегоукрепительные работы сегодня ведутся в Николаевске и Светлом Яре. Стоимость этих проектов – 30 и 340 миллионов рублей.

Суммы такого порядка непосильны для муниципального и даже областного бюджета. Однако получить средства вполне по силам. Ключ к успеху заключается в софинансировании. Федеральный бюджет охотно спонсирует берегоукрепительные проекты при условии того, что на треть они будут оплачены из местной казны.

– Многие проблемы волгоградских берегов достигли такой остроты от того, что предыдущее руководство области скупилось на софинансирование, – подчеркивает руководитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления Анатолий Александрович Быков. – Наши соседи по Волге – Татарстан, Самара, Саратов – уже давно и стабильно получают значительные суммы.

И в этом плане есть на что опереться. В стране принята концепция развития водохозяйственного комплекса до 2020 года, под программу, под которую выделяется 291 миллиард рублей. Поэтому сейчас ведется активная работа, чтобы включить в нее проблемные точки Волгоградской области.

Одна из главных проблем берегоукрепительного строительства – баланс между ценой и качеством. При этом федеральное законодательство в лице Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», определяющего конкурсный порядок выбора проектов, объективно предпочитает дешевизну в ущерб прочности и долговечности.

– Еще в 2007 году мы выдал проектное решение по Быково стоимостью 120 миллионов рублей, – сетует директор института «Гипроводстрой» Игорь Леонидович Ступенко. – Но строить доверили предложившей более дешевую цену фирме. Притом, что ее проект получил отрицательное заключение по экспертизе. Предупреждаю официально, что эффективные берегоукрепительные сооружения дорогое удовольствие. А быковский проект может не выдержать уже первого шквала.

Однако в ближайшем будущем ожидается новый закон, позволяющий более точно регулировать эти нюансы.

– Уже неоднократно на самом высоком уровне было официально заявлено, что 94-й закон завел страну в тупик, – отметил Геннадий Чуриков. – Подготовлен новый Закон о федеральной контрактной системе, в котором права заказчика будут значительно расширены.

Сложности возникают не только со строительством, но и с дальнейшей эксплуатацией берегоукрепительных сооружений. Ведь поддержание их в надлежащем состоянии порой сопоставимо с ценой их возведения. Неудивительно, что отдельные муниципалитеты не спешат брать их на баланс.

– Построенные у нас более 20 лет назад берегоохранные объекты пришли в негодность, – ставит вопрос глава Николаевского района Юрий Юрьевич Чувашин. – По решению суда мы обязаны их восстановить. Однако требуемая на это сумма сопоставима с 42-милионным бюджетом Николаевска.

И здесь опять-таки единственный выход регулярно оформлять целевые субсидии на ремонт гидротехнических сооружений, выделяемые из федерального бюджета.

Безусловно, необходима разумная и гибкая берегоукрепительная политика. Людей из малонаселенных и вымирающих сел, разрушаемых наступающей водной стихией, будут по мере необходимости переселять. Во-первых, это дешевле. А во-вторых, даже если пытаться их спасти, то в Москве такие прожекты не получат одобрения на уровне Минэкономразвития. В то же время в крупных и развивающихся населенных пунктах будут проведены необходимые берегоукрепительные мероприятия.

Но главное, пожалуй, уже сейчас ясно. В одиночку и единовременными акциями победить разрушительные процессы на волгоградских берегах нельзя. Здесь необходима грамотно продуманная программа, в реализации которой объединились бы усилия как федеральных ведомств, так и областного и районного руководства.

Особое мнение.

Первый заместитель главы администрации Волгоградской области Геннадий Александрович Чуриков:

- В вопросах берегоукрепительной политики в Волгоградской области недостаточно простой констатации проблемы. Будет создана общая скоординированная программа. В ней сформируется перечень «горящих» объектов, решение проблем которых не терпит отлагательства. При этом из областного бюджета будут выделяться необходимые средства, чтобы обеспечить необходимый уровень федерального софинансирования.

 

Владислав ЦЫГАНКОВ