Top.Mail.Ru
ИЗО по методу Леонардо - Крестьянская Жизнь
Дата 24 Апреля, Четверг
$ - 00,0000 € - 00,0000

ИЗО по методу Леонардо

Как человеку за короткий отрезок земной жизни успеть реализовать свои способности, проявить свой талант? Учитель изобразительного искусства из средней школы села Мокрая Ольховка Павел Павлович Рогачев в свои 72 года доказывает, что это вполне возможно. Он учитель высшей категории, член Союза художников России, краевед, создатель и экскурсовод школьного краеведческого музея, музыкант, владеющий баяном, струнными инструментами, прекрасный семьянин и отец двоих сыновей.

ИЗО по методу Леонардо

Заветы великого мастера

— Самое главное, что человеку нужно для реализации своих способностей, так это найти хорошего наставника, — убежден Павел Рогачев. — И хочу сказать, что не стоит волноваться по этому поводу: выбор огромный. А самое интересное, что таким учителем жизни могут стать как ныне здравствующие люди, так и те, кто окончил земной путь. Учителями Павла Павловича, как он сам рассказывает, были его отец токарь Павел Тихонович, мать Клавдия Михайловна, педагог живописи и рисунка в изостудии ДК им. Ленина в Волгограде Григорий Леонтьевич Руднев, художники, создававшие панораму "Сталинградская битва" и… великий итальянец эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

— Отец научил меня любить скрипку, гармошку, мама – ценить в людях талант танцора, Руднев – работать с цветом, владеть приемами импрессионистов, художники-баталисты – правде и самоотдаче. Ну а Леонардо научил меня тому, как можно, пользуясь только цветовыми образами, пробуждать и развить в ребенке творческую личность. Полное название метода, которым пользуется сельский учитель для «выращивания художников и музыкантов», звучит так: «Леонардовская теория нестандартного мышления и творчества». Алгоритм становления творческой личности, основанный на особенностях работы мозга, схематично можно описать так: «Стимул – образ – высокоразвитый образ – визуализация (волевой, эмоциональный настрой) – интуитивное, на уровне озарения действие». Суть метода, по словам Павла Рогачева, заключается в том, чтобы непрерывно развивать в детях умение видеть различные образы в казалось бы бесформенных цветовых пятнах и научить отображать собственные фантазии в рисунке, скульптуре, музыке...

«То, что мои работы выставлялись в Волгограде на 22 выставках, были в Москве, я сам имею многочисленные награды – это хорошо! — говорит художник. — Но гораздо важнее подтверждение верности метода на примере того, как складывается дальнейшая жизнь моих воспитанников: Аня Саяпина после педуниверситета работает в Волжском преподавателем художественной школы; Вера Дьякова педагог, окончила Саратовскую консерваторию; Андрей Александров – художественный руководитель в одном из ДК Волгограда; Наташа Бородина окончила институт имени Павла Серебрякова, Саратовскую консерваторию... И этот список можно продолжать еще очень и очень долго. Уверен, что такую же гордость я испытаю, когда окончат мокроольховскую школу сестры Алена и Катя Мартышкины, Катя Наумкина, Сережа и Витя Мартышкины.

Дух сотворчества

Любимой поговоркой Павла Рогачева стало выражение: «Сделай раз до ста, будет все просто!» А главными принципами в общении с детьми он считает честность, душевность, сотрудничество. Вместе со школьниками он оформляет комнаты краеведческого музея, украшает кабинеты и коридоры школы картинами, росписями, скульптурами. Любимые темы, над которыми педагог-художник из Котовского района готов непрерывно работать, чтобы потом подарить работы школе – это пейзаж, натюрморт, портрет. Нередко рядом с работой мастера можно увидеть картину, выполненную одним или несколькими школьниками. Какой же дух сотворчества должен царить в этой сельской школе, чтобы все это претворялось в жизнь?

— В мокроольховской школе мы с моей супругой Раисой с 1987 года. С того времени непрерывно несем свои тяжелые ноши: она директор и учитель русского языка и литературы, а я учитель изобразительного искусства. И все эти годы мы с нею делили успехи, неудачи, были главными консультантами и экспертами друг для друга. В выборе супруги мне помогла моя профессия. Я художник и не мог не плениться ее девичьей красой!

Новые Пушкины нам не помешают

Во время экскурсии по школе, где Павел Павлович показывал свои картины и работы школьников, на его лице иногда появлялась грустная улыбка. Пожимая мне на прощание руку на ступеньках школы, учитель-новатор раскрыл причину такого настроения. «Можно было бы достичь куда больших результатов, если бы в начальных классах добавили хотя бы один час для занятия рисованием. Одного часа в неделю катастрофически мало! Убежден, что инициация творчества, полученная в раннем детстве, способна противостоять любому жизненному негативу. К тому же новые Пушкины, Репины и Моцарты России никогда не помешают. Лишних не бывает».

Андрей КУТЫГА. Фото автора