Top.Mail.Ru
Из-за чего возникают неврологические заболевания у детей - Крестьянская Жизнь
Дата 12 Ноября, Вторник
$ - 00,0000 € - 00,0000

Из-за чего возникают неврологические заболевания у детей

Из-за чего возникают неврологические заболевания у детей

Согласно данным ВОЗ, один из пяти детей и подростков в мире страдает психическими нарушениями и около половины психических нарушений начинают развиваться в возрасте до 14 лет. К чему может привести игнорирование неврологических проблем и как сохранить здоровье ребенка, расскажет врач-невролог отделения реанимации и интенсивной терапии перинатального центра Ольга Петренюк.

 

Почему могут возникать неврологические заболевания и как они проявляются?

– Неврологические расстройства в детском возрасте – это большая группа разнообразных состояний, возникающих по различным причинам. Это могут быть генетические факторы, травмы, в том числе родовые, инфекции и другие причины, которые оказывают влияние на развивающуюся нервную систему ребенка.

Если у ребенка появились жалобы на головные боли, особенно в связи со рвотой, навязчивые или другие стереотипные движения, наблюдается задержка речевого и психического развития, нарушения мочеиспускания, случилась потеря сознания или судорожный приступ – это повод обратиться к детскому неврологу.

Правда ли, что речевое развитие может быть заторможено в результате длительного просмотра телевизора?

– Негативное влияние телевизора на ребенка не ограничивается только задержкой развития речи. Использование различных электронных устройств – смартфонов, планшетов и прочих сопряжено с ростом ряда патологий. Малоподвижный образ жизни приводит к ожирению и искривлению осанки, однообразные движения рук – к туннельным синдромам кистей, длительное «вглядывание» в экран – к снижению остроты зрения и головным болям. Для нормального физического развития детям необходимы подвижные игры на свежем воздухе, ребенок должен бегать и прыгать, контактировать с другими детьми. Современные родители много внимания уделяют мелкой моторике, забывая про крупную моторику – это физическая активность, при которой задействованы крупные мышцы тела. Это, по мнению психологов, часто ведет к проблемам с письмом и усвоением информации, дефициту внимания с гиперактивностью.

У одной знакомой дочку полгода лечили от кашля, водили к терапевту, аллергологу. Оказалось, что у нее невроз изза учебы. У других сын в школьное время страдает головными болями и головокружениями. Почему в последнее время все чаще встречаются неврозы, связанные с учебой? Программа стала сложнее, родители больше давят изза оценок или психика детей стала более хрупкой?

– Объективно на приеме у невролога стало больше детей, чьи проблемы связаны с перегрузкой школьной программы и дополнительными занятиями, особенно это касается учеников выпускных классов. Вероятно, увеличились требования к детям в общеобразовательных учреждениях, а также ожидание родителей от ребенка только высоких результатов, что дополнительно невротизирует детей. Что спрашивают родители у школьника после контрольной в России?

Какую оценку ты получил?

– Правильно. А родители в Европе спрашивают: «Как все прошло? Как ты себя чувствовал? Все ли у тебя получилось?» Прислушивайтесь к своему ребенку, берегите его. Большие умственные и зрительные нагрузки под давлением учителей и родителей у ответственных детей могут вызвать срыв адаптации с развитием тиков и рецидивирующих головных болей.

Психическое здоровье ребенка – одна из основных составляющих здоровья в целом, оно значительно уменьшает риски возникновения функциональных неврологических расстройств.

К чему может привести игнорирование тех или иных симптомов невротических расстройств?

– К счастью, большая часть заболеваний является функциональными и хорошо поддается лечению в детском возрасте. Мы используем как медикаментозные, так и немедикаментозные методы лечения, такие как физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, иглорефлексотерапия, что в комплексе дает хороший эффект.

При отсутствии своевременного лечения неврологических заболеваний часто нарастает тяжесть и значительно ухудшается качество жизни – ребенок начинает пропускать занятия из‑за головных болей, сверстники могут насмехаться из‑за участившихся и более заметных тиков, невозможно поехать в детский лагерь или в гости с ночевкой при энурезе.

Как уберечь нервную систему ребенка?

– Профилактика развития психических и функциональных неврологических нарушений – это образ жизни семьи. Хороший интеллект у ребенка – желание каждого из родителей. Однако интеллект ребенка – это не только способность логически мыслить и выполнять школьные задания. Согласно теории множественного интеллекта у каждого человека есть преобладающие виды интеллекта, например, кинестетический, логико-математический, эмоциональный, социальный и так далее. Важно понять, какой вид интеллекта преобладает у вашего ребенка, и помочь развить ему свои способности.

Помимо этого, не забывайте об эмоциональном развитии – это важная часть психического здоровья ребенка. Показывайте детям разнообразие окружающего мира: ходите в музеи, путешествуйте, проводите больше времени в парках, в лесу, в заповедниках.

Чтобы способствовать развитию вербального интеллекта, разговаривайте с ребенком, читайте с ним, стимулируйте говорить. Родителям стоит уделять больше времени общению со своим ребенком, интересуйтесь его делами, хвалите за хорошие результаты и ни в коем случае не применяйте к детям физические наказания.

Важно соблюдать режим дня – регулярно питаться, вовремя укладываться спать. Для детей младшего школьного возраста желательно ложиться не позже 21 часа. Каникулы должны быть отдыхом для ребенка: не надо прописей и читательских дневников каждый день. Отдыхайте и проводите больше времени вместе – это залог хороших отношений с вашим ребенком и здоровья семьи в целом.

Современные родители много внимания уделяют мелкой моторике, забывая про крупную – это физическая активность, при которой задействованы крупные мышцы тела. Это часто ведет к проблемам с письмом и усвоением информации, дефициту внимания с гиперактивностью

Вероника Скворцова. © Фото ИД «Волгоградская правда»