Top.Mail.Ru
Гурману на язычок - Крестьянская Жизнь
Дата 14 Января, Вторник
$ - 00,0000 € - 00,0000

Гурману на язычок

Проблема сбыта продукции всегда остро стояла перед фермерами. Особые сложности возникали у овощеводов, чья продукция даже при должном способе хранения теряет товарный вид довольно быстро. Роман Шишлин из Светлоярского района собирается решить эту проблему с помощью переработки.

 

Гурману на язычок

На сети не надейся

Роман Шишлин, генеральный директор «Волгоградского подворья», производством овощей занимается уже больше десяти лет. И конечно же рынки сбыта у него налажены. Так, салат, под который выделено целых 5 гектаров, производится под заказ для сетей быстрого питания. Остальные овощи с 35 гектаров уходят в крупные торговые сети Москвы и Нижнего Новгорода, а также реализуются на местных рынках.

 

Чтобы овощи не остались на полях брошенными, Роман Шишлин уверен, что нужно, прежде всего, сделать правильный выбор: какую овощную культуру нужно посеять, чтобы не получить убыток. Так, если в прошлом году лук был в цене, то не стоит бросать все и засеивать огромные плантации луком в этом году. Напротив, следует выбирать ту культуру, которой в ближайших районах засеяно меньше всего. Таким образом, уверяет фермер, на ваших полях обязательно будут востребованные овощи.

 

Однако даже при удачно выбранной стратегии и отлаженных рынках сбыта бывают ситуации, когда не по вине производителя остается много некондиционного товара.

 

– Мы сотрудничаем с сетевыми магазинами, однако при всех договоренностях нередко бывают случаи, когда просто не берут продукцию без объяснения причины. Собранные с поля овощи проезжают по 1200 км в одну сторону и столько же обратно, таким образом, с партии идеально отобранного товара получается много некондиции, – рассказывает Роман Шишлин. – И пока пытаешься через местных клиентов реализовать товар, проходит еще какое-то время и количество некондиционного товара возрастает. С 8 тонн в реализацию попадает тонны 3-4 в лучшем случае и по цене намного ниже, чем реализовывалось бы в сетевых магазинах.

 

Со всей ответственностью

Таким образом, необходимость в переработке стала очевидной. Так как большинство проблем связано с реализацией именно томата, то сначала возникла идея перерабатывать его в сок. Однако после анализа рынка пришли к выводу, что это будет нерентабельно.

 

– Томатный сок делать сейчас невыгодно. Рынок перенасыщен, никто не ценит того, что на банке будет написано: «100% натуральный», – делится Роман Шишлин.

 

Тогда решили делать вяленые овощи: томаты, баклажаны и сладкий перец. В Волгоградской области нечто подобное уже было: в конце 90-х годов в хозяйстве «Волга-Дон» производили сушеные овощи. Однако это немного отличается от того, что собирается производить Роман Шишлин, так как в вяленых овощах остается процент влаги, а сушеные можно стереть в пыль.

 

Вяленые овощи – это средиземноморская кухня, к которой волгоградский массовый покупатель еще не привык. Но в столице, например, во многих сетевых магазинах можно найти переработанные именно в такой форме овощи. Стоит отметить, что в России никто в промышленных объемах не выпускает и в ближайшем времени не планирует запускать производство вяленых овощей.

 

– На это интересное направление мы вышли случайно, – рассказывает Роман Шишлин. – Люди сейчас много путешествуют в разные страны, пробуют разную кухню, и конечно же, приезжая на Родину, ищут аналоги. Волгоградский рынок пока не готов к вяленым овощам. Но вот если вы зайдете в любой магазин Москвы – найдете там либо на развес, либо фасованные вяленые овощи с консервантами.

 

И хотя технология вяления овощей малоизвестна в России, волгоградский сельхозпроизводитель не будет зависеть от импортного оборудования. Роман Шилин будет закупать шкафы для вяления в Новосибирске. Эта компания, хоть и производит оборудование для выпечки хлебобулочных изделий, также имеет опыт производства шкафов для вяления овощей. Они уже делали их для Киргизии и для Узбекистана. Теперь и российский товаропроизводитель заинтересовался этим направлением.

 

Важно, что генеральный директор подходит со всей ответственностью к изготавливаемому продукту. Ему предлагали вялить овощи по китайской технологии, которая применяется в Астраханской области для вяления рыбы. Однако от этого варианта пришлось отказаться.

 

– Нам такая технология не подходит, потому что влажность воздуха у нас очень низкая, то есть мы рискуем засушить овощи. Плюс у нас есть степные ветры, от чего на продукте может быть содержание грунта. Такая технология точно не для нас, – комментирует Роман Шишлин.

 

На витрины через кухню

Неофициальная презентация вяленых томатов была на выставке "ПродЭкспо". Потенциальные заказчики оценили продукт, но так как нет четкой клиентской базы, то пока не определились с формой выпуска. Конечно, продукцию хотелось бы выставлять на полке, расфасованную по банкам, однако сети еще не готовы принять такой товар.

 

На сетевые полки планируется выходить постепенно через кулинарию. Поэтому очень удачно, что вялеными овощами заинтересовались рестораторы, которые готовят средиземноморскую кухню. Некоторые из них готовы брать фасовку в 25-литровых ведрах, залитых рафинированным маслом без специй.

 

– Мы пока не знаем, в каких объемах нужен наш товар. 2014 год должен показать нам, что либо мы остаемся в качестве поставщиков, либо выйдем как отдельная торговая марка.

 

Большие надежды на переработку определяет тот факт, что затраты будут небольшими. Ведь сырье будет использоваться свое, а производимую продукцию можно будет реализовывать круглый год.

 

– Для изготовления вяленых томатов будем брать тот продукт, который не годится для транспортировки, – рассказывает генеральный директор «Волгоградского подворья». – Переспелые томаты при укладке на транспортировку будут отходить в переработку, потому что такой продукт просто не доедет до потребителя. Но это ни в коем случае не будет браком. На продукте разве что может быть небольшая трещинка или неровность.

 

Роман Шишлин считает, что только спелый томат даст хороший вкус без горчинки, которая присутствует у итальянской продукции. Зарубежный аналог отдает горечью из-за того, что долго лежит под солнцем (процесс вяления там занимает 1,5 – 2 недели). А по волгоградской технологии цикл обработки будет занимать всего от 8 до 12 часов. Принцип производства такой: привезли, помыли, нарезали, заложили в шкаф, после поместили в бочку и залили маслом.

 

Конечно, намного проще было бы произвести сушеные овощи, так как используемая технология там намного легче. К тому же в России конкуренцию такой "упрощенной" продукции также никто бы не составил. Однако азиатские страны прочно завладели этой нишей на отечественном рынке: они заготавливают сушеные лук, морковь и зелень, которые идут в продукты быстрого приготовления.

 

– Цена на эти сушеные овощи устанавливается производителем, так как конкуренция попросту отсутствует. Я думаю, производители получают от этого сверхприбыль. Но если появится отечественный конкурент, то, думаю, он сумеет сместить зарубежную продукцию с рынка, – предполагает Роман Шишлин.

Елизавета Затямина