Чтобы сохранить хотя бы память о них, волгоградские краеведы Игорь Будков и Андрей Клушин провели большую исследовательскую работу, которую обобщили в «Историческом справочнике церквей (конец XVIII – начало XX века) в границах Калачевской епархии Волгоградской метрополии». Подробности «Крестьянке» рассказал один из авторов.
– Игорь Олегович, как родилась идея книги?
– Идея родилась при издании предыдущих книг («Историко-статистические описания храмов и селений», «Забытые судьбы»). В них были сведения по отдельным храмам, а хотелось все систематизировать и издать справочник про все церкви, так как ни до революции, ни в новейшее время таких справочных изданий по данной территории не было, а про многие храмы сведений вообще не осталось.
– Тем не менее, в книге представлено много сведений, в том числе немало фотографий. Где вы их нашли?
– Как ни странно, основная часть информации была взята из федеральных архивов (в основном это Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге), а также в Государственном архиве Астраханской области (потому что территория, которой посвящен первый том, входила в состав Астраханской губернии).
А вот на местах остаются очень некорректные, фольклорные воспоминания.
С фотографиями в таких изданиях всегда очень тяжело, почти все храмы (кроме двух) были разрушены либо в 30‑е годы, либо затоплены водами Волгоградского водохранилища в 1954 году, а в тяжелые 20‑е и 30‑е годы в Поволжье было не до фотосъемок (особенно церквей). Поэтому практически все фотоснимки делались до 1917 года, сохранность их очень низкая (особенно на местах).
Что‑то осталось в местных краеведческих музеях, однако много фотографий было найдено в совершенно неожиданных местах. Часть карточек была обнаружена в найденном в Государственном архиве Волгоградской области фотоальбоме, который делали саратовские инженеры. Они фотографировали все села вдоль Волги в 1954 году до затопления их Волгоградским водохранилищем.
Также уникальные фотоснимки (которые ранее не были известны исследователям) были обнаружены в Государственном музее истории религии Санкт-Петербурга. Они делались в рамках проекта по фотосъемке всех Никольских церквей Российской империи в 1913‑1914 годах под руководством князя Ширинского-Шихматова. Благодаря им мы впервые увидели, как выглядели церкви, изображения которых считались навсегда утраченными.
– Насколько уникальна архитектура местных церквей? Поначалу все они были деревянные?
– Как правило, села не могли позволить себе индивидуальные проекты и церкви строились по типовым. Выпускались даже специальные альбомы типовых проектов, которые, к слову, содержали довольно много вариантов. Однако были и исключения: небогатые села заказывали очень красивые и масштабные проекты. Первоначально действительно почти все церкви были деревянными, однако уже на начало XX века во многих селах были величественные каменные храмы, которые, к огромному сожалению, были разрушены.
– Какая церковь – самая старая? У какой, может быть, самая драматичная судьба?
– Самая первая по дате церковь – это Никольская церковь села Верхне-Ахтубинского (ныне это территория города Волжского). Первое деревянное здание было построено в 1763 году. Церковная община до последнего пыталась сохранить храм от разрушения (даже писали письма Калинину), собирали средства (что в то время было сделать крайне тяжело), однако это не могло воспрепятствовать проводимой линии – уничтожению храмов любыми способами.
Драматична судьба практически каждой церкви.
Однако некоторые каменные церкви (в частично разрушенном или перестроенном виде), существовавшие в селах вдоль Волги до сих пор, если их не занесло илом и песком, при желании можно найти под водой.
– А как уцелели две церкви, о которых вы упомянули?
– Надо пояснить, что наш справочник рассчитан на три тома, которые полностью закроют географию современной Калачевской епархии Волгоградской митрополии. Первый том (в который вошло 60 церквей) включает в себя географию бывшей Астраханской епархии. Второй том будет посвящен географии бывшей Самарской епархии (сейчас это Старополтавский район), третий том – части бывшей Области войска Донского.
Так вот из 60 церквей, вошедших в первую книгу, действительно уцелели только две, и то частично. Это деревянный Михайло-Архангельский храм в Райгороде, сгоревший уже в новейшее время в 1995 году и восстановленный в каменном виде, а также Никитский храм в Дубовом Овраге. Причина одна – чудо. Часто это была очень смелая позиция церковной общины, а также позитивное отношение местных властей к церкви, за что очень часто они рисковали жизнью.
– Когда планируется продолжение?
– Рассчитываем выпустить второй и третий тома в следующем году, основной материал уже собран.
Наталья Хайрулина.Фото предоставлены Игорем Будковым