Дорога все не отпускает

Юрий Светличный первый год как стал пенсионером. Конечно, это могло случиться и три года назад, но начальник АТП «Октябрьское» упросил поработать еще. Где найдешь водителя автобуса с таким колоссальным опытом работы? А опыта столько, что впору открывать собственную автошколу.

Первые уроки водительского мастерства сам Юрий Васильевич получил вместе со своим братом, от отца, Василия Егоровича, механизатора, шофера колхоза «Заветы Ленина» Октябрьского района. С малых лет учил ветеран войны сыновей вождению, обращению с гаечными ключами. После окончания школы, по направлению директора автопредприятия Валентина Макеева, полгода учился в автошколе в Волгограде. И потом пошло, поехало! Первые рейсы были на бензовозе УралЗис в соседнюю Калмыкию. Следующей его машиной был бензовоз ЗИЛ. Все уборочные, посевные кампании – его.

В 1976 году предложили Юрию Васильевичу самосвал ГАЗ-93. Не счесть, сколько рейсов было сделано им во время отсыпки новой дороги от станции Абганерово на трассе Волгоград – Котельниково! В этом же семьдесят шестом году на своем самосвале во время уборки Юрий Светличный перевез больше всех в районе зерна с полей на элеватор. Этот трудовой подвиг был отмечен правительственной наградой – орденом «Знак Почета». В 1977 году орденоносцу доверили получить в Набережных Челнах бортовой КамАЗ. Такой техники еще в районе не было! Пришлось изучать, приноравливаться к новой технике во время доставки грузов на строящийся элеватор, заготавливать солому в Ставропольском крае, возить силос из северных районов области. Первый водитель КамАЗа в районе, первый бригадир отряда КамАЗов. С 2005 года Юрий Васильевич работал на перевозке пассажиров на маршрутах по району, на Волгоград. ПАЗ, «Волжанин»… это последние марки автомобилей, на которых ему пришлось работать на родном автопредприятии.

Выросли дети. Вместе с супругой Татьяной Васильевной воспитали дочь Светлану, сына Алексея. К званиям ветерана труда, орденоносца, отца прибавилось звание дедушки. Вот уже месяц Юрий Васильевич приходит на предприятие просто так: посмотреть на автобусы, послушать товарищей, переброситься с ними словечком.

– Тянет к машинам, ох как тянет! – делится мыслями ветеран. – Как быстро пролетело время! Будто и не было поездок в сплошной туман, сквозь снежные тоннели, по грязи грейдера на Волгоград… Пришлось поработать во время ликвидации землетрясения в Армении, ходить в дальние рейсы. Бывало, что приходилось ночевать в степи. Раньше такого движения, как нынче, не было, да и водители были другие. Всегда, если кто остановился, притормозят, предложат помощь.

Приятно вспоминать моих товарищей, с кем пришлось вместе работать: Павел Ларионов, Сергей Бакланов, Валера Котляров, Геннадий Котляров, Иван Дудкин, Юра Долгополов. Добрым словом можно помянуть Пашу Морозова, Петра Носачева, Бориса Стырского… Эх, если можно было бы, сдавая задним ходом, вернуться в молодые годы. И что такой автомобиль не придумают? Ну да ладно, буду пока приходить к ребятам просто так. Может, кому мой опыт и пригодится.