Для будущих Паганини деревня не приговор
Знаменитый альтист и дирижер Юрий Башмет, посетивший Волгоград с концертом, рассказал корреспонденту «Крестьянки», почему образовательный центр его имени не появился в нашем городе, сколько юных дарований он открыл в этом году по стране, и отметил, что самые талантливые музыканты рождаются в провинции.
– Вы совершили переворот в мире классической музыки, сделав струнный инструмент под названием альт одним из лидеров современного концертного исполнительства. А ведь все начиналось совсем с других струн, гитарных, ради игры на которых будущий виртуоз прилежно разучивал альтовые партии, чтобы порадовать родителей?
– Я учился в Львовской музыкальной школе. Играл на фабричном инструменте, который тогда можно было купить по доступной цене. Для сравнения – скрипка стоила 9 рублей. Но и эту сумму приходилось откладывать. Помню, у брата прохудились туфли, поэтому сначала ему покупалась обувь, а в следующем месяце – мне пиджак для выступлений. Кстати, мама и сама шила одежду, вязала, после я всегда с гастролей привозил ей шерсть. Мне не хотелось ее огорчать, поэтому, даже когда она говорила: «Пойди поиграй с мальчишками во дворе», я сначала занимался игрой на альте. А потом шел к ребятам одалживать гитару, которая с малых лет позволяла мне зарабатывать на свадьбах, выпускных вечерах. Мама об этом, естественно, ничего не знала, ведь она не разрешала мне работать.
– Но любовь к альту все-таки победила. Чем вас так покорил этот инструмент?
– Инструмент, на котором я играю сегодня, – мое второе «я», часть моей души и жизни. И то, что мы когда-то нашли друг друга, большая удача. Я поступил в Московскую консерваторию к основателю альтовой школы в Советском Союзе Владимиру Васильевичу Борисовскому с фабричным инструментом. А в конце первого курса он сообщил мне о том, что одна семья, которой срочно нужно было уехать за границу, продает итальянский альт Паоло Тесторе 1758 года за полцены. Но и 1,5 тысячи рублей в те времена были большими деньгами, если «Запорожец» стоил 3,5 тысячи. У родителей не было таких сбережений, тогда пришлось признаться, что у меня самого есть 500 рублей, заработанных гитарными выступлениями. Остальное мы заняли. На всю жизнь я запомнил эту сцену и вопрос в маминых глазах: «Это сколько же он меня обманывал?»
– Вы играли даже на инструменте Страдивари, который принадлежал Паганини. Но почему, как вы однажды выразились, роман с ним не получился?
– Действительно, этот инструмент принадлежал альтисту из токийского квартета. Я очень хотел на нем сыграть, поэтому пригласил музыканта на мастер-класс в консерваторию. Когда он пришел, то как-то, непонятно для меня, небрежно бросил футляр со своим альтом и сказал: «Вечером заберу». Когда я начал играть на нем, то понял, почему японский музыкант так себя повел. Инструмент сложно издавал звуки, не поддавался игре, как необъезженная лошадь. А ведь он стоит миллионы. Ночью японец разрыдался: «Бедный Юрий, мучился сегодня на сцене лишь один вечер, а я всю жизнь, потому что вынужден играть на этом чудовищном инструменте по контракту. В то время как у меня такой легкий, тембристый инструмент, но выступать с ним на концертах я не могу». Неудивительно, что все остальные сочинения Паганини были для скрипки, а не для альта.
– В четырех городах России появились образовательные центры Юрия Башмета. Почему в этот список не попал наш город?
– Центры открыты на базе федеральных консерваторий, у которых есть школы-десятилетки для музыкально одаренных детей. Таких школ всего четыре в стране: в Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Казани. Но ряд других регионов уже проявили заинтересованность в том, чтобы подобные центры появились и у них. Будем продолжать работать в этом направлении. Ведь мне важно чувствовать нужность людям помимо концертов и сцены. Я это стал реально ощущать, когда Новокуйбышевская музыкальная школа № 1 попросила мое имя. Когда приехал туда, увидел такую разруху, как после войны. Зато на здании висела потрясающая вывеска: «Школа имени Ю. А. Башмета». Тогда я сказал местному губернатору, что надо либо снять вывеску, либо отремонтировать школу. И он прямо на весь зал пообещал: «Отремонтируем!» Через год я приехал туда снова и действительно увидел евроремонт. Потом мы купили школе два рояля, прислали струнный волос, компьютеры. В общем, школа сделала правильный ход, ведь теперь чувствую себя обязанным перед ней.
– Вы давно организуете международные фестивали Юрия Башмета, открываете новые дарования. Есть ли шанс у талантливых детей из глубинки достичь серьезных высот в музыке?
– Это очень ценный вопрос. К примеру, Рихтер родился в Житомире, Третьяков – в Иркутске, Спиваков – в Уфе, я – в Ростове-на-Дону. У нас немного талантливых музыкантов родилось в Москве или Ленинграде. Другое дело, что потом все устремляются в мегаполис, где есть простор для развития. Но, я думаю, если способный мальчик или девочка рождаются в деревне, это не значит, что они вычеркиваются из музыкального мира. Потому что сегодня есть радио, телевидение, компьютеры. Можно даже давать уроки через Интернет. Понятно, что мы не можем иметь консерваторию в маленьких городах. Даже в Германии такого нет. Поэтому если хочешь выступить в Карнеги-холле, со временем придется переезжать в город, где есть условия для развития, те же центры, что мы открываем. Ведь для серьезной работы с музыкантом мне, например, нужно иногда до него дотронуться, помочь занять правильное положение. Чтобы живот не выпирал, и, как бы поинтеллигентнее выразиться, чтобы задница не торчала.
В этом году в рамках фестиваля в Ярославле концерты с участием звезд мировой величины, а также прослушивания юных ярославских музыкантов для Всероссийского юношеского оркестра прошли не только в областном центре, но и в районных. Для этого коллектива было отобрано почти 80 замечательных молодых людей со всей России. Это говорит о том, что у нас очень талантливая страна.
– Каковы ваши впечатления от Волгограда?
– Без лукавства скажу, что обычно в любом городе запоминаются лишь аэропорт, отель и концертный зал. Но самое главное – аплодисменты и непередаваемая энергетика, которая есть только в России. Когда подходит целая семья и дарит не цветы, а вышивание. Или, как однажды было, мальчишка в костюме с бабочкой подошел с тремя гвоздичками. Я его спрашиваю: "На каком инструменте играешь?" А он с необычайной гордостью отвечает: «Я пианист!» И тут я подумал, что Рихтеры у нас еще не перевелись. Не исключено, что и в вашем городе может находиться будущий Паганини или Шостакович.
Екатерина МАНТУЛЕНКО