Давайте платить «по-белому»
Работодатели, пытаясь уменьшить выплачиваемые налоги, прибегают к так называемым «серым» схемам расчетов с сотрудниками. Как правило, под «серой» зарплатой (ее также иногда называют «теневой») понимается разделение выплачиваемой работнику суммы: часть выплачивается официально, при этом ее размер прописывается в трудовом договоре, а часть выдается «в конверте» на руки; размер последней чаще всего устанавливается лишь на словах.
Работодателю выгодно выдавать работнику часть зарплаты неофициально, поскольку с нее не надо платить налог. Неофициальную часть можно и не платить вовсе: например, если работодатель сочтет, что работник недостаточно хорошо справляется со своими профессиональными обязанностями, или по любой другой причине. Далеко не каждый работник пойдет в поисках справедливости в суд, ведь доказать реальность «серой» зарплаты очень сложно.
Как пояснили нам в пресс-службе УФНС по Волгоградской области, со стороны налогового законодательства работодатель может быть привлечен к ответственности за занижение налоговой базы по страховым взносам и НДФЛ (ст. 122 Налогового кодекса РФ). Сумма штрафа в этом случае составит 20% от неуплаченной суммы налога или 40%, когда эти действия совершаются умышленно.
Поскольку в отношении НДФЛ работодатель является налоговым агентом, с него, помимо перечисленного, согласно ст. 123 Кодекса, будет взиматься штраф за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Налоговый кодекс также предусматривает пени за просрочку уплаты этих налогов в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки (ст. 75 Кодекса). Аналогичные меры предусмотрены законом при неполной выплате обязательных страховых взносов.
С точки зрения административного законодательства ответственность за выплату зарплаты «в конверте» предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, где говорится об ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда. В данном случае присутствует нарушение положений ст. 57 Трудового кодекса РФ, в которой в том числе говорится, что размер заработной платы должен быть обязательно указан в трудовом договоре, а также нарушение ст. 136 Трудового кодекса РФ, где говорится об обязанности работодателя извещать работника в том числе о размерах выплат и компенсаций.
Налоговые инспекции Волгоградской области совместно с органами власти, а также другими контролирующими службами на постоянной основе проводят мероприятия по легализации «теневой» заработной платы. Основным инструментом в данной работе является мониторинг всех организаций по выплаченной заработной плате и заслушивание на заседаниях межведомственных комиссий руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня по видам деятельности.
По состоянию на конец декабря 2012 года рассмотрено в налоговых органах и администрациях на заседаниях комиссий по легализации объектов налогообложения 5845 работодателей, выплачивающих заработную плату работникам ниже среднего уровня по виду экономической деятельности (97,4% из выявленных), что превысило количество заслушанных в 2011 году на 1039 работодателей или на 21,6%.
После рассмотрения на заседаниях комиссий и проведения мероприятий по легализации налоговой базы повысил заработную плату 4571 работодатель, или 76,2 процента от общего количества выявленных. Результативность работы комиссий (удельный вес заслушанных налогоплательщиков, которые повысили заработную плату до среднего уровня по ВЭД, в общем количестве заслушанных налогоплательщиков) составила 48,4 процента.
Врез
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата, или оплата труда работника, – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Сюда же относятся компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Екатерина СЕМЕНОВА
Наталья Карпенко, и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области:
– Наша инспекция администрирует пять районов: Жирновский, Камышинский, Котовский, Ольховский, Руднянский и городской округ- город Камышин. На постоянной основе проводится анализ сведений, полученных от работодателей о доходах работников . На основании сведений о доходах, представленных по форме 2 –НДФЛ определяется средняя заработная плата работников организаций и индивидуальных предпринимателей. Работа проводится с теми работодателями, которые выплачивают заработную плату ниже среднеотраслевой по виду экономической деятельности сложившейся в регионе. Выявленные работодатели приглашаются на комиссию по легализации объектов налогообложения в части теневой заработной платы. В результате заслушивания устанавливаются причины выплаты заработной платы ниже среднеотраслевой. Основная причина - это тяжелое финансовое состояние в результате, которого работодатели вынуждены принимать работников на полставки, по совместительству, на неполный рабочий день. По итогам комиссии многие руководители организаций и ИП принимают решение повысить заработную плату и повышают ее.
Антон Иванов, фермер, Среднеахтубинский район:
– В моем хозяйстве постоянно работают сезонные рабочие, которые оформлены официально. Они зарегистрированы через УФМС, с ними оформлены договоры. Все по закону. Просто однажды сделал для себя вывод: «Скупой платит дважды». Потому у меня деньги в конвертах не платятся, а строго по ведомости. Ведь от этого зависит их пенсия. А у меня благодаря этому нет проблем с налоговой.
Кстати
Средняя заработная плата по конкретным отраслям экономики региона рассчитывается территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области и служит одним из важнейших показателей социально-экономического развития субъекта РФ за год.
Согласно методике статистических исследований, исходя из числа занятых в агропромышленном комплексе, фонда заработной платы сельскохозяйственных предприятий и т. п. в хозяйствах всех форм собственности, предприятиях АПК, Волгоградстат представил цифру 9556 рублей как среднюю начисленную заработную плату в 2011 году в агропромышленной отрасли региона.
Руководители предприятий, которые ставят себя вне правового поля, не могут рассчитывать ни на какие меры государственной поддержки.