Делегаты рассказывают
Среди участников Всероссийского съезда муниципальных образований была и волгоградская делегация. Наверное, разговор о том, как живут сегодня поселок, город, район со всем его населением, не потеряет актуальности никогда. Понятно, что живут они по-разному. В зависимости от возможностей территории и от того, как со своими проблемами управляется местная власть.
Как отмечает участник съезда "муниципалов", исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Волгоградской области Александр Щербань, сам факт проведения этого форума и непосредственное участие в его работе главы государства отражают значимую роль местного самоуправления в жизни страны. Но уникальность съезда заключается не только в этом. Пожалуй, впервые с такой предельной конкретностью были определены наиболее важные задачи, стоящие сегодня перед местным самоуправлением, и пути их решения, констатирует Александр Александрович.
– Президент пригласил руководителей муниципальных образования на встречу в Кремль. От нашей делегации с Владимиром Путиным встречались шесть человек. По их словам, на встрече Президент России четко дал понять, что пора наконец довести до логического конца процесс разграничения ответственности между различными уровнями публичной власти, установить долгосрочные правила игры. Речь идет о том, чтобы возложить те или иные функции на тот ее уровень, который способен выполнять их наиболее эффективно. К сожалению, сегодня диалог между регионами и муниципалитетами осложнен прежде всего финансовыми разногласиями. Поэтому делегаты съезда поддержали идею о повышении роли Совета муниципальных образований региона в вопросах регулирования взаимоотношений между муниципальным и региональным уровнями власти.
Нужен новый закон
По словам Александра Щербаня, участники съезда пришли к выводу, что за десять лет работы 131-й закон свою задачу выполнил и исчерпал себя. За десять лет в него внесено уже столько изменений и поправок, что сейчас закон не помогает работать, а скорее тормозит. Особенно это касается расширения полномочий муниципалитетов, причем не обеспеченных финансово-экономическими возможностями. Работать в рамках этого закона – натыкаться все время на противоречия как внутри самого закона, так и с федеральным законом. Назрела необходимость в принятии нового закона. Но, прежде чем приниматься за работу над новым законом, решено было разработать и принять Концепцию о развитии местного самоуправления в России с перспективой на 15-20 лет.
Участники «круглого стола», прошедшего в пресс-холле "Волга-Медиа", согласились с тем, что для успешного развития местного самоуправления нужна вертикаль в управлении. При этом роль вышестоящих органов власти будет заключаться в том, чтобы пролоббировать на данную территорию как можно больше федеральных и региональных программ. В регионе десятки программ, которые не исполняются по ряду причин, в том числе и из-за отсутствия финансовой составляющей. В этом плане огромную работу ведет министерство по делам территориальных образований области, разработав программу по муниципальной политике.
– Впервые изменен подход к формированию бюджета региона, – отметил министр по делам территориальных образований Волгоградской области Александр Давыдов. – Все финансирование будет вестись по государственным программам. Наша задача – попасть в них. Правда, пока не существует программы, которая касается территориального общественного самоуправления. И 131-й закон, прямо скажем, немного тормозит нас. Если говорить о вертикали в управлении, то сегодня необходимо провести инвентаризацию полномочий всех типов муниципалитетов и внести соответствующие изменения в законодательство. Нельзя все муниципалитеты стричь под одну гребенку. Что вполне потянет городской округ, будет явно не под силу сельскому поселению. В результате полномочия должны быть четко «разведены» между различными типами муниципальных образований. Главное, чтобы муниципалитеты стали финансово самостоятельными и автономными, а объем их полномочий полностью соответствовал объему ресурсов. Полномочия, на которые у муниципалитетов не хватает финансовых ресурсов, необходимо либо финансировать из региональных бюджетов, либо, что еще правильнее, передать на уровень Федерации.
ТОС – главный помощник
Не сладко приходится главам поселений, а ведь они ближе всех к населению, лучше других властных структур знают проблемы на местах. Зачастую их работу тормозят постоянные проверки надзорно-контрольных органов.
Кстати, на съезде все сошлись во мнении, что необходимо радикально ограничить возможности проверяющих органов вмешиваться в работу муниципалитетов. Президент на встрече с делегатами съезда специально обратился к Государственной Думе, предложив ускорить принятие соответствующего законопроекта с тем, чтобы он вступил в силу с 1 января 2014 года.
Сейчас профильный думский комитет готовит законопроект ко второму чтению. На выходе он ограничит число плановых проверок муниципалитетов: один раз в 2 года – не чаще. Что касается внеплановых проверок, то они смогут проводиться исключительно по заявлениям и жалобам физических и юридических лиц о нарушении их прав и законных интересов.
Много говорили и о наделении полномочиями. Участники «круглого стола» высказывались, что сегодня у муниципалитетов около 40 полномочий, что работать невозможно, и что некоторые главы районов для себя уже наметили доработать до окончания срока и уйти с должности. Какие рычаги есть у главы муниципального образования, когда в общей системе он остается, как правило, один на один с проблемой?
– Выполнять свои обязанности становится довольно проблематичным – полномочия «вешают», а кто их будет выполнять? – задается вопросом Александр Давыдов. – Если будет четко обозначено, кто что делать должен, тогда и вопросы такие возникать не будут. Главам муниципальных образований нужно больше опираться на гражданское общество, которое и должно формировать власть. В области нет ни одного поселения, где отсутствует гражданское общество. Если к нему обращаться только перед выборами – это оскорбление, нужно работать с населением постоянно. Любой власти нужен контроль... Для этого гражданская активность и гражданская инициатива и существуют. Можно пойти по пути создания контрольных органов муниципальных образований. Сегодня законодательство позволяет создавать такие контрольные органы. Причем делать их выборными. Но проблема в том, что если полагаться только на эти контрольные органы, все равно все сферы в муниципальном образовании не охватишь. Хорошо себя зарекомендовала такая форма самоорганизация граждан как ТОСы – территориальное общественное самоуправление.
Сегодня сами жители, и это проверено временем, способны решать большинство проблем своих городов и поселков, домов и дворов. Значит, задача превращения самоуправления в России в мощный, в полной мере финансово самостоятельный общественный институт становится все более актуальной.
Кстати, власть сегодня реально понимает, что без поддержки ТОСов трудно сдвинуть проблему с места. Следует отметить, что те премии, которые получают ТОСы, участвуя в областном конкурсе, расходуются именно на развитие территории. Потому, видимо, Волгоградский регион занимает одно из ведущих мест среди субъектов Российской Федерации по финансовой отдаче.
Елена САДЧИКОВА.
Фото Сергея ГРИГОРЕНКО