Top.Mail.Ru
Быть ли музею развлекательным центром? - Крестьянская Жизнь
Дата 22 Апреля, Вторник
$ - 00,0000 € - 00,0000

Быть ли музею развлекательным центром?

«Куда у вас можно сходить?» этот вопрос мы обычно задаем жителям населенного пункта, в который впервые приезжаем в гости. Первый ответ: в краеведческий музей.

Быть ли музею развлекательным центром?

Музеи – лица районов, хранители местной культуры и традиций. Но, к сожалению, разглядеть всю их прелесть сегодня сложно. История нашего края зачастую спрятана в не привлекательных для современных посетителей подвалах, маленьких комнатушках жилых домов, которые «охраняют» два-три сотрудника-ключника.

Однако, как показывает практика, если музейщикам удается применить к работе с древностью инновационный подход, продолжительность жизни учреждений и интерес к ним серьезно увеличиваются.

Секреты гончаров

Так, например, благодаря увлеченности археологией директора урюпинского районного музея Андрея Ломкина у местных жителей и гостей города появилась возможность почувствовать себя мастерами гончарного дела.

– Во время исследования казачьих городков было собрано много керамики, сделанной из местной белой глины. Так и возникла идея возродить это древнее искусство, технологии обварной и задымленной керамики, молочного обжига, которые применялись еще во времена древних этрусков и вплоть до 19-го века. Тогда изделия не покрывались эмалью, но эти технологии позволяли достичь удивительных оттенков и узоров, – поясняет Андрей Викторович.

Сейчас совместно с администрацией района разработана долгосрочная целевая программа по развитию народно-художественных ремесел, благодаря которой музей приобрел современные импортные гончарные круги, расходные материалы. Ему даже выделили отдельное помещение в центре Урюпинска под мастерскую. Полуподвальное, но его оснастили современной проводкой, системой освещения и уже проводят отопление. Скоро сюда сможет прийти любой желающий и своими руками вылепить эксклюзивную казачью крынку или махотку в подарок другу, родителям или себе.

Нефтяной капитал

Часть подвальных помещений сгоревшей купеческой лавки превратили в музей и в Светлоярском районе. Помог в этом грант от «ЛУКОЙЛа» в размере 250 тысяч рублей, который выиграла директор музея.

– Надо отдать должное и директору Котовского музея. Ему удалось выбить прекрасное здание в центре города, которое изначально строилось для нефтяников. Местная администрация тогда выделила почти 2 миллиона рублей, чтобы адаптировать его под музей , – отмечает заведующая научно-методическим отделом ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей» Анна Дьякова. – И он получился интересным, с историческим и этнографическим материалом. На территории музея даже есть своеобразный символ района – нефтяная качалка.

Бумажная радость

Но не всем муниципалитетам Волгоградской области (по 131-му закону финансирующим музеи) удается наскрести в бюджетах весомые средства на эти учреждения. Насущные здравоохранение, образование и сельское хозяйство забирают почти все средства из местной казны, оставляя музеям лишь скромную зарплату сотрудников и оплату коммунальных услуг. Но музеям нужны еще и новые технологии, оборудование. А чтобы участвовать в грантах, необходимо заручиться софинансированием районов-учредителей.

– Зачастую работу, связанную с Интернетом, сотрудники берут на дом. Ведь у многих музеев нет даже электронной почты. Да и сами музейщики, как правило, люди немолодые, поэтому им помогают «продвинутые» детки, – комментирует научный сотрудник ГБУК ВОКМ Наталья Игнатченко.

Музеи должны иметь хотя бы минимальное оснащение: компьютеры, программное обеспечение для ведения учета экспонатов, отдельные помещения и оборудование для их хранения и демонстрации. Увы, на все это им приходится зарабатывать самим.

– На деньги от экскурсий, которые в среднем стоят 30 рублей, недавно купили многофункциональное устройство для сканирования, печати и копирования файлов. А бумагу нам подарили жители. Нужен еще хотя бы один новый компьютер, ведь старые уже отказываются работать, и система учета. Но пока средств на это нет. Поэтому картотека у нас по старинке бумажная, – рассказывает научный сотрудник Дубовского районного музейного комплекса Виктор Конаков. – Одному сотруднику приходится выполнять множество видов работ, поскольку в штате музея (вместе с филиалом в селе Горный Балыклей) трудится всего 9 человек.

Историю вывозят

– Еще одна проблема связана с сигнализациями, – констатирует Наталья Игнатченко. – Фактически они есть почти во всех музеях, но во многих не функционируют – отключены за неуплату.

А ведь от этого напрямую зависит сохранность уникальных экспонатов, которые есть практически в каждом районе. В Серафимовичском музее хранится уникальная казачья насека (символ власти казаков), найденная в хуторе Попов. А также вещи, книги писателя Серафимовича. В Городищенском можно увидеть уникальную коллекцию одежды – сарафаны, которым свыше 100 лет. А еще посетить настоящий трактир. В Клетском районе очень красивая купеческая гостиная с подлинной посудой и мебелью. А в Николаевском музее «Земля – Космос» зал посвящен космонавту-земляку Юрию Малышеву с его скафандрами, фотографиями, документами и другими вещами.

В Кумылге есть такие интересные с этнографической точки зрения экспонаты, которых нет в областном музее. Например, старинный казачий зипун. У Камышинского музея уникально само здание. Оно построено более 110 лет назад графом Дмитрием Олсуфьевым для земской управы, поясняет Анна Дьякова. – Уникальнейший экспонат когда-то был и в Ленинском музее. Это книга-дневник, которую вел житель села Пришиб (ныне города Ленинска). С дореволюционных времен каждый день он заносил в нее события, происходившие в селе. Причем это был простой крестьянин, но писал очень грамотно и красиво. Интересны его размышления о советской власти, коллективизации, голоде. Он даже несколько раз сидел в тюрьме за них. Увы, до наших дней книга не дожила – сгорела несколько лет назад вместе со многими другими экспонатами. Здание музея было старым и деревянным. Но занимало удобное место в центре города.

Потерять редчайшие экспонаты, как в Ленинском или Палласовском музее, где недавно затопило почти все фонды, поскольку он расположен в части жилого дома, можно в одночасье. А вот собираются коллекции годами с большим трудом.

Музеи не имеют возможности приобретать ценные экспонаты. А бесплатно казачью шашку мало кто отдаст. Коллекционеры же дадут владельцу солидную сумму. Так и вывозятся наши экспонаты за пределы региона, – с грустью отмечает Анна Васильевна.

Кто в ТОС, кто к депутатам

Но музеи все же не отчаиваются. Чтобы привлечь земляков к сотрудничеству, многие стали организовывать дни дарения – в знак благодарности тем, кто приносит старинные вещи, устаивают праздник с концертом, накрывают столы.

Кто-то привлекает к сотрудничеству ТОСы, кто-то – местных предпринимателей. Они в основном выделяют средства на проведение мероприятий, подарки ветеранам и призы за конкурсы. Кто-то пишет письма депутатам.

– И благодаря этому шьем костюмы-новоделы. Не музейные же экспонаты на мероприятия надевать?! – отмечает Анна Дьякова. – Многие сотрудничают с творческими коллективами, которые помогают обыгрывать традиционные обряды. Например, в Серафимовиче у местных и приезжих молодоженов популярностью пользуется свадебный обряд с пышками, каймаком, взваром и медовухой , который для желающих устраивают прямо в музее.

Так тоже удается немного подзаработать и привлечь народ. Ведь почему сегодня успешны Среднеахтубинский музей русской сказки или Волгоградский музей Эйнштейна, которые, по сути, вовсе не музеи?

Потому что в них устраиваются целые представления для посетителей, все двигается, все можно потрогать. Но здесь нет подлинных экспонатов, это тематически оформленный развлекательный центр, – подчеркивает Анна Дьякова.

Тем не менее люди с удовольствием идут в эти центры и обеспечивают им неплохой заработок. А вот отдавать деньги за вход в настоящий музей не приучены. Ведь далеко не все из них платные. Да и у тех, что берут плату, она символическая.

По Шекспиру

– Новые проекты, кроме жителей Серафимовича, почти никто не делает коммерческими. А ведь в день бракосочетания в музей по традиции заходят и камышане. В алексеевском музее сотрудники вместе с народным ансамблем «Горница» тоже показывают казачий обряд одевания невесты. В Михайловке разыгрывают бал в купеческой слободе начала 20-го века. В Елани бесплатно проводят уроки музейного мастерства наподобие гончарных урюпинских, только здесь организована трехлетняя школа, где дети изучают даже роспись икон.

– Самая плохая глина для наших занятий стоит 80 рублей за килограмм да плюс обжиг. Экскурсия же с двумя мастер-классами по гончарному делу стоит 30 рублей. Ведь человек приходит к нам с интересом к истории родного края. А мы с него деньги должны брать? – говорит Андрей Ломкин.

Вот и думай, быть музею развлекательным центром или не быть?..

Екатерина МАНТУЛЕНКО