Мужской взгляд
– Константин, сейчас что только о школьниках не пишут. Кто‑то считает, что на первом месте должна быть игра, кто‑то переживает о том, что дети слишком много играют и не воспринимают учебу всерьез. А что вы об этом думаете?
– Конечно, на первом месте у первоклашек по‑прежнему игра, это их основная активная деятельность. Вот от этого и нужно плясать. Все занятия проходят в игровой форме. Если учитель будет это учитывать, то и в процесс учебы они войдут легче. Например, мы учили времена: будущее, настоящее, прошедшее. Я им предложил эти времена нарисовать: как они их видят. На рисунках с настоящим, например, были разные гаджеты. А будущее выглядело как фантастика.
Когда мы проходили частицы (это для ребят постарше) я придумал слово «быженелька» – так легче их запомнить. Еще у них у всех есть самодельные «ноутбуки» из картона, туда они записывают (наклеивают) основные правила. Им можно пользоваться как справочником.
Вот так, играючи, они все очень быстро усваивают и запоминают. Все время что‑то придумываю, чтобы им было интересно. От этого и зависит их адаптация: дети же только пришли из садика, где они играли, бегали и прыгали.
– Вот прямо на уроках они бегают и прыгают?
– На уроках не бегают, а вот на переменах – должны обязательно, на то они и дети. Поэтому гаджетами я им пользоваться запрещаю даже на переменах. Отдыхать они должны активно, выпустили пар – можно начинать урок.
– Не могу не спросить о том, почему вы выбрали такую «женскую» профессию?
– У меня не было другого выбора – мама воспитатель, папа – тренер. Это сейчас профессия стала «женской», а ведь до революции мужчины часто работали школьными учителями. Мне вот, в отличие от моих коллег-женщин, гораздо легче держать класс. Да у меня проблемы дисциплины вообще нет. (Смеется.) Никогда не повышал в классе голос – мне достаточно только сурово посмотреть в сторону нарушителя, и все… Многим детям вообще сейчас не хватает мужского воспитания, многие растут в неполных семьях, у кого‑то папы часто уезжают на заработки. Так что я для них не только учитель – я и друг, и брат, а для кого‑то и отец родной. Иногда, правда, чувствую себя шоуменом на сцене или даже дрессировщиком в цирке. Такая уж у меня работа – разносторонняя.
Хвалите и слушайте
– А что делать родителям, как им помочь детям адаптироваться?
– В это время нужно уделять ребенку больше внимания, наблюдать, слушать. Если он сам по себе спокойный – не дергать его, создать комфортные условия, чтобы можно было посидеть в тишине, расслабиться. Если первоклассник очень активный – пусть больше бегает, полезно будет в спортивную секцию его отдать.
И, конечно, всем детям полезно в это время больше гулять на свежем воздухе, соблюдать режим дня (спать семилетка должен не менее 11 часов в сутки). Дополнительные занятия тоже не помешают.
– Еще и дополнительные? А это точно не повредит? Некоторые родители убеждены, что нагружать ребенка нельзя, школы вполне достаточно.
– Нет, конечно, не помешают. Сейчас у них такой возраст – все впитывают как губка. И дополнительные навыки им уж точно не навредят, наоборот, пойдут на пользу. Но опять‑таки нужно смотреть на то, как адаптируется ребенок. Если он настроен позитивно, школа его не напрягает, то и в кружки он тоже пойдет с удовольствием.
Не сидит за партой
– Хорошо, а если ребенок такой активный, что не может усидеть за партой? Что делать?
– Гиперактивность – это отдельная тема, это не показатель плохого воспитания, а диагноз, требующий наблюдения у невролога. Если ребенок расторможенный, «реактивный», с повышенной возбудимостью, не стесняется посторонних взрослых, в школе ведет себя как дома, то это повод задуматься. Такие дети часто конфликтны, не держат обещания, учиться таким детям очень трудно. И как раз в начале обучения эти признаки могут «всплыть на поверхность». Есть дети, которым просто трудно сосредоточиться на уроке, им нужна помощь – и учителя, и родителей. Нужно чаще таких детей хвалить, поощрять, мотивировать. Нужно изменить режим дня, сделать его более щадящим. Опять‑таки нужно понаблюдать, уточнить. Почему ему сложно сосредоточиться – возможно, есть какие‑то проблемы со здоровьем, которые нужно решать со специалистом? Все‑таки несмотря на то что занятия в начальной школе проходят в форме игры, сама смена статуса для ребенка (был детсадовцем, стал школьником) может стать стрессовой.
– И что делать, если ребенок оказался не готов к учебе? Если каждое замечание воспринимает болезненно?
– В этом случае должен помочь школьный психолог. Причины же могут быть разные. Да, для некоторых строгий взгляд учителя уже повод для стресса. Очень важен в таких случаях настрой семьи. Первоклассник должен знать, что его родители в любом случае поддержат, независимо от того, какие у него успехи в школе. Нельзя завышать таким детям требования, нужно проявить гибкость. «Пятерки» – это не самоцель, важно сохранить доверительные отношения с ребенком и ни в коем случае не навредить ему.
Ольга Багрова. Фото предоставлено героем публикации