Top.Mail.Ru
Брат, отец, шоумен, дрессировщик: непростые роли учителя «началки» - Крестьянская Жизнь
Дата 16 Января, Четверг
$ - 00,0000 € - 00,0000

Брат, отец, шоумен, дрессировщик: непростые роли учителя «началки»

Как помочь первоклассникам адаптироваться к школьной жизни. Первый месяц нового учебного года только закончился. Для первоклашек это самый важный период адаптации, который сильно влияет на всю школьную жизнь. Как помочь ребенку стать успешным учеником? Об этом беседуем с Константином Лялиным, молодым учителем начальных классов одной из школ Волгоградской области.

Брат, отец, шоумен, дрессировщик: непростые роли учителя «началки»

 

Мужской взгляд

– Константин, сейчас что только о школьниках не пишут. Ктото считает, что на первом месте должна быть игра, ктото переживает о том, что дети слишком много играют и не воспринимают учебу всерьез. А что вы об этом думаете?

– Конечно, на первом месте у первоклашек по‑прежнему игра, это их основная активная деятельность. Вот от этого и нужно плясать. Все занятия проходят в игровой форме. Если учитель будет это учитывать, то и в процесс учебы они вой­дут легче. Например, мы учили времена: будущее, настоящее, прошедшее. Я им предложил эти времена нарисовать: как они их видят. На рисунках с настоящим, например, были разные гаджеты. А будущее выглядело как фантастика.

Когда мы проходили частицы (это для ребят постарше) я придумал слово «быженелька» – так легче их запомнить. Еще у них у всех есть самодельные «ноутбуки» из картона, туда они записывают (наклеивают) основные правила. Им можно пользоваться как справочником.

Вот так, играючи, они все очень быстро усваивают и запоминают. Все время что‑то придумываю, чтобы им было интересно. От этого и зависит их адаптация: дети же только пришли из садика, где они играли, бегали и прыгали.

– Вот прямо на уроках они бегают и прыгают?

– На уроках не бегают, а вот на переменах – должны обязательно, на то они и дети. Поэтому гаджетами я им пользоваться запрещаю даже на переменах. Отдыхать они должны активно, выпустили пар – можно начинать урок.

– Не могу не спросить о том, почему вы выбрали такую «женскую» профессию?

– У меня не было другого выбора – мама воспитатель, папа – тренер. Это сейчас профессия стала «женской», а ведь до революции мужчины часто работали школьными учителями. Мне вот, в отличие от моих коллег-женщин, гораздо легче держать класс. Да у меня проблемы дисциплины вообще нет. (Смеется.) Никогда не повышал в классе голос – мне достаточно только сурово посмотреть в сторону нарушителя, и все… Многим детям вообще сейчас не хватает мужского воспитания, многие растут в неполных семьях, у кого‑то папы часто уезжают на заработки. Так что я для них не только учитель – я и друг, и брат, а для кого‑то и отец родной. Иногда, правда, чувствую себя шоуменом на сцене или даже дрессировщиком в цирке. Такая уж у меня работа – разносторонняя.

Хвалите и слушайте

– А что делать родителям, как им помочь детям адаптироваться?

– В это время нужно уделять ребенку больше внимания, наблюдать, слушать. Если он сам по себе спокойный – не дергать его, создать комфортные условия, чтобы можно было посидеть в тишине, расслабиться. Если первоклассник очень активный – пусть больше бегает, полезно будет в спортивную секцию его отдать.

И, конечно, всем детям полезно в это время больше гулять на свежем воздухе, соблюдать режим дня (спать семилетка должен не менее 11 часов в сутки). Дополнительные занятия тоже не помешают.

– Еще и дополнительные? А это точно не повредит? Некоторые родители убеждены, что нагружать ребенка нельзя, школы вполне достаточно.

– Нет, конечно, не помешают. Сейчас у них такой возраст – все впитывают как губка. И дополнительные навыки им уж точно не навредят, наоборот, пойдут на пользу. Но опять‑таки нужно смотреть на то, как адаптируется ребенок. Если он настроен позитивно, школа его не напрягает, то и в кружки он тоже пойдет с удовольствием.

Не сидит за партой

– Хорошо, а если ребенок такой активный, что не может усидеть за партой? Что делать?

– Гиперактивность – это отдельная тема, это не показатель плохого воспитания, а диагноз, требующий наблюдения у невролога. Если ребенок расторможенный, «реактивный», с повышенной возбудимостью, не стесняется посторонних взрослых, в школе ведет себя как дома, то это повод задуматься. Такие дети часто конфликтны, не держат обещания, учиться таким детям очень трудно. И как раз в начале обучения эти признаки могут «всплыть на поверхность». Есть дети, которым просто трудно сосредоточиться на уроке, им нужна помощь – и учителя, и родителей. Нужно чаще таких детей хвалить, поощрять, мотивировать. Нужно изменить режим дня, сделать его более щадящим. Опять‑таки нужно понаблюдать, уточнить. Почему ему сложно сосредоточиться – возможно, есть какие‑то проблемы со здоровьем, которые нужно решать со специалистом? Все‑таки несмотря на то что занятия в начальной школе проходят в форме игры, сама смена статуса для ребенка (был детсадовцем, стал школьником) может стать стрессовой.

– И что делать, если ребенок оказался не готов к учебе? Если каждое замечание воспринимает болезненно?

– В этом случае должен помочь школьный психолог. Причины же могут быть разные. Да, для некоторых строгий взгляд учителя уже повод для стресса. Очень важен в таких случаях настрой семьи. Первоклассник должен знать, что его родители в любом случае поддержат, независимо от того, какие у него успехи в школе. Нельзя завышать таким детям требования, нужно проявить гибкость. «Пятерки» – это не самоцель, важно сохранить доверительные отношения с ребенком и ни в коем случае не навредить ему.

Ольга Багрова. Фото предоставлено героем публикации