Блеск и нищета светлоярских тракторов

Для каждого тракториста встреча с инспектором Гостехнадзора сродни строгому экзамену. Прилежные водители получают проверенные документы с пожеланиями доброго пути. Нерадивые же мастера штурвала – штрафные квитанции и строгие предписания, а порой и вовсе, тихо ругаясь нехорошими словами, скручивают номера со своих железных коней, которым запретили эксплуатацию.

И даже в день рождения!

Свою историю Гостехнадзор ведет с постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1958 года, в котором было принято решение о ликвидации машинно-тракторных станций (МТС) и введение должностей государственных технических инспекторов в системе ремонтно-технологических станций (РТС), пришедших им на смену. Но свой профессиональный праздник волгоградские гостехнадзоровцы встречают вовсе не на тожественных банкетах. Принимая поздравления по мобильной связи, старшие товарищи из областного и городского Ростехнадзора помогают своему молодому светлоярскому коллеге в рейде по оперившимся первой зеленью апрельским полям.

Его общий итог не принес громких сенсаций. Граница между добросовестными и нарушающими пользователями колесной и гусеничной техники все так же проходит по наезженной колее финансового благополучия. И в подавляющем большинстве случаев она пропорциональна толщине кошелька хозяина техники.

Где начинается тракторный рай

Если и есть на свете тракторный рай, то он начинается в больших и богатых организациях. Машинный парк в подавляющем большинстве состоит из свеженьких с иголочки единиц, своевременно прошедших технический осмотр. У их водителей всегда полный комплект документов, подтверждающих право управления и страховку.

– Вот уже 7 месяцев мы строим оросительную систему для ООО «Райгород», рассказывает механик «Югспецстроя» Игорь Павлович Постоев. – Было уложено около 9 километров труб: три линии по 2700 метров. Установки кругового орошения фирмы Valley, каждая из которых поливает площадь порядка 4 га, почти собраны. Осталось только пустить три насосные станции. Уже в этом году земли обрабатываются, и будет полив.

Конечно, работающие в поле экипажи гигантов строительной и сельскохозяйственной индустрии тоже не без греха. То не закреплен страховочный трос на «Беларуси», тянущей прицеп с колесами для монтируемых поливалок. То свежие талоны пройденного техосмотра оказываются не в кабине грейдера, а в кабинете главного инженера. Однако на общем фоне технической исправности для устранения этих нарушений достаточно устного внушения.

На тропе безымянных тракторов

Но вблизи ударных строек капиталистического сельского хозяйства пасется настоящий тракторный антиквариат, лишенный каких-либо опознавательных знаков. Возле истекающего маслом выпускника Минского тракторного завода 1984 года двое рабочих готовятся латать не менее ржавую трубу. Колесный ветеран оказывается на балансе райгородского ОНТ «Заря», заведующего поливом половины поселка. По документам он уже три года, как снят с учета, но в реальности продолжает периодически бороздить просторы окрестных полей.

– Я только в этом году возглавил кооператив, – оправдывается прибывший на место директор «Зари» Андрей Маленков. – Трактор же уже давно числится на балансе нашего предприятия, и я не могу его утилизировать. Мы сезонная организация: работаем всего 4 месяца в году. И эту машину используем лишь для того, чтобы несколько раз в сезон подварить протечки трубопровода.

Однако эти житейские аргументы не в силах разжалобить инспекторов. На месте оформляется заслуженная пара штрафных квитанций и предписание на регистрацию.

– В течение 5 дней вы как собственник обязаны либо зарегистрировать, либо утилизировать свое транспортное средство! – объясняет проштрафившемуся зам. руководителя инспекции волгоградского Гостехнадзора Владимир Владимирович Абашов. – В противном случае мы будем вынуждены обратиться в суд.

В том, что крупные состоятельные организации спокойно колесят по дорогам, а их менее удачливые в бизнесе товарищи прячутся по кустам, есть логичная закономерность. Понятно, что там, где водятся большие деньги, есть возможность закупать и своевременно обслуживать новую и качественную технику. Для тех же, кто считает каждую копейку, любые расходы на содержание даже одного трактора – головная боль и убыток. Поэтому для тракторных пролетариев игра в прятки с инспекторами Гостехнадзора в обозримом будущем вряд ли закончится.

Но как бы там ни было, а ежедневно и с энтузиазмом пашут все! Новые и старые, зарегистрированные и снятые с учета, исправные и не очень. А это значит, что жизнь налаживается…

 

Владислав ЦЫГАНКОВ