– Стили садов, подобно другим видам искусства (архитектуре, живописи, литературе), являлись отражением эпохи. До ХIХ века сады большей частью создавались для знати и служили визитной карточкой правящей элиты. Именно поэтому в садах с такой силой и выразительностью проявились национальные и религиозные особенности, а также мировоззрение человека и отношение его к природе, – объясняет Тихон Матвеев.
В ходе тысячелетних работ с растениями, рельефами, камнями, водой и пропорциями сложились основные направления при формировании садов.
РЕГУЛЯРНЫЙ, или французский стиль
Он отличается использованием правильных геометрических контуров, прямизной аллей, симметричными композициями или посадками стриженых деревьев, наличием скульптур и водных устройств. Зародившись в глубокой древности в Вавилоне, регулярный стиль получил широкое развитие в XVI‑XVIII вв. сначала в Италии, Франции, Испании, Голландии, а позже и в России.
– Самый выдающийся дворцово-парковый ансамбль в регулярном стиле – Версаль, – говорит эксперт. – Прямые аллеи, лучами сходящиеся к центру дворца, символика власти, отраженная в парадных цветниках, причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоемов – все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой.
ПЕЙЗАЖНЫЙ, или английский стиль
Предполагает следование за природой, а не математической логике и античным канонам красоты. К началу XVIII века именно в Англии сложились условия для триумфального развития пейзажных садов. Этому способствовал расцвет романтического пейзажа в живописи, да и сам климат и ландшафт Англии в значительной степени определили направление развития эстетики садов.
– В английском саду есть место холмам, извилистым дорожкам и аллеям, водоемам со сложными контурами, рощам и отдельно стоящим деревьям. Каждый миг состояния такого сада неповторим, как и в природе, но благодаря методам садово-паркового искусства он становится более ярким, контрастным, театральным, – продолжает Тихон Матвеев.
Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Сады пейзажного стиля более всего располагают к отдыху, и это следует иметь в виду, планируя сад у дома. Кроме того, такой сад требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы.
ЯПОНСКИЙ стиль
Характерной особенностью японских садов является тяготение к символике.
В отличие от европейских садов, в которых нашло отражение социальное устройство общества, в садах Востока в первую очередь проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с господствовавшей в той или иной стране религией создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира.
– Глубокий символизм, характерный для садов Востока, являлся способом передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому сады недостаточно созерцать, их еще необходимо понимать и домысливать, – уточняет эксперт.
Японский сад – не декорация, он предназначен для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовых композициях. Главной целью японского ландшафта является достижение безмятежного настроения у человека.
Очевидно, что проектирование сада начитается не с планировки участка, а с собственной психологии, желания остановиться на чем‑то одном или соединить разные направления садового искусства.
Если удастся добиться гармоничного единства между садом и представлением о нем, то пребывание в домашнем уголке природы будет действительно радостным и безмятежным.
Марина Злобина. Фото ИД «Волгоградская правда»