Мастер воздушного боя
Небольшого роста, широкоплечий, с аккуратно зачесанными на пробор светлыми волосами, нависшие брови придают ему несколько суровый вид, И. И. Красноюрченко был простым и общительным парнем. Сразу же завоевал в полку авторитет, и все, от рядового моториста до командира полка, звали его Иван Иванович. Он всегда дорожил дружбой, в любую минуту мог прийти на помощь товарищу. И это качество особенно ценилось в бою. Отличительной чертой Красноюрченко был оптимизм. Даже в самые тяжелые минуты он не унывал и умел подобрать ключик к душе товарища, найти для него нужное слово.
Иван Иванович Красноюрченко родился 3 сентября 1910 года в селе Николаевское, ныне город Волгоградской области. С детства он знал, что только старанием и упорным трудом можно достичь высот в жизни. После окончания школы механизации сельского хозяйства Иван Красноюрченко устроился на работу механиком в зерносовхоз. В 22 года Иван поступил в Ленинградский институт инженеров-механиков социалистического земледелия. Учился старательно, однако успел окончить только один курс, в 1934 году его призвали в армию и направили на учебу в 1-ю военную Качинскую школу пилотов им. Мясникова, после окончания которой лейтенант Красноюрченко служил пилотом и командиром звена в Забайкалье, а с 1936 года – в Монголии.
С 23 мая по 16 сентября 1939 года помощник командира эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка лейтенант Красноюрченко принимал участие в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол. Отважный летчик совершил 111 боевых вылетов, провел 33 воздушных боя, лично сбил 5 японских самолетов. В августе 1939 года был награжден орденом Красного Знамени и монгольским орденом «За воинскую доблесть».
Из всех боев, проведенных Иваном Красноюрченко на Халхин-Голе, особо памятным для него был бой 5 августа 1939 года. Рано утром девятка И-16, которую вел Красноюрченко, поднялась в воздух. Со стороны Большого Хингана навстречу им шла большая группа японских бомбардировщиков, а вскоре из-за облаков показались двенадцать японских истребителей И-97. Затем еще девять. Завязался воздушный бой. Красноюрченко вступил в схватку с ведущим девятки японских самолетов. На помощь Красноюрченко пришли другие летчики. Им удалось отколоть японца от группы и окружить его. Но садиться он был не намерен, самурай отвесно направил самолет к земле, а сам выпрыгнул с парашютом, приземлился и побежал. Граница была рядом. Раздосадованный таким поворотом событий, лейтенант Красноюрченко пошел на посадку. Японец бросился к границе, а наш пилот – за ним. Метким выстрелом Красноюрченко сразил врага. Взяв документы и оружие японского офицера, Иван вернулся на свой аэродром.
В боях на Халхин-Голе И. И. Красноюрченко зарекомендовал себя одним из лучших летчиков полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга, лейтенанту Красноюрченко Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Боевой опыт, приобретенный на Халхин-Голе, пригодился Ивану Красноюрченко в годы Великой Отечественной войны. Он встретил ее на Украине, в составе 22-го Краснознаменного истребительного авиаполка. В первый же день войны, утром 22 июня 1941 года, он сбил над Киевом вражеский бомбардировщик. А 6 октября подполковник Красноюрченко был назначен командиром формирующейся 141-й истребительной авиационной дивизии ПВО. с 30 марта по 15 октября 1942 года командовал 102-й истребительной авиадивизией ПВО, входившей в состав Сталинградского корпусного района ПВО.
Первые бомбардировочные налеты на Сталинград враг предпринял в конце июля 1942 года группами в 20-45 самолетов. В этот период в весьма сложных условиях пришлось действовать истребителям 102-й авиадивизии. Кроме основной задачи по прикрытию Сталинграда от налетов воздушного противника дивизия обеспечивала и прикрытие Астрахани, путей сообщения. Одновременно части дивизии выполняли задачи фронтовой истребительной авиации: прикрывали наши наземные войска на поле боя и на переправах, сопровождали бомбардировщиков и штурмовиков, наносили штурмовые удары по наземным войскам противника, оказывая поддержку на поле боя частям 62-й и 64-й армий. Участвуя в воздушных боях, И. И. Красноюрченко уничтожил 3 самолета лично и 16 в составе группы.
Вражеская авиация имела большие количественные и качественные преимущества в воздухе. Большинство же частей 102-й дивизии имели на вооружении устаревшие типы самолетов И-15, И-16 и И-153, а летчики впервые участвовали в воздушных боях. Поэтому поначалу их боевая деятельность была малоэффективной. Летному составу дивизии пришлось в процессе ожесточенных боев учиться бить врага, совершенствовать летное мастерство, вырабатывать методы воздушного боя. Результаты упорной боевой учебы не замедлили сказаться. Уже в августе летчики 102-й истребительной авиадивизии сбили 146 немецких самолетов.
В конце августа, когда гитлеровцы рвались к Волге, командование люфтваффе предприняло попытку сломить моральный дух защитников Сталинграда. Для этого были организованы массированные бомбардировки. Особенно страшным был день 23 августа. В предвечерние часы свыше 400 бомбардировщиков врага обрушили свой смертоносный груз на Сталинград, совершив около 2000 самолетовылетов. В тот день истребители 8-й воздушной армии и 102-й истребительной авиадивизии ПВО провели над городом более 25 групповых воздушных боев и сбили 90, а зенитчики – 30 немецких самолетов.
102-я истребительная авиадивизия ПВО с начала боевых действий на Сталинградском направлении и до октября 1942 года прикрывала город и боевые порядки войск в тесном взаимодействии с фронтовой авиацией и зенитной артиллерией. За отвагу, проявленную в боях, за организованность, стойкость и героизм личного состава 102-я Краснознаменная истребительная авиационная дивизия ПВО приказом наркома обороны СССР № 145 от 31 марта 1943 года была преобразована во 2-ю гвардейскую Сталинградскую Краснознаменную истребительную авиационную дивизию ПВО.
В середине ноября 1942 года И. И. Красноюрченко был направлен в Ярославль для организации ПВО этого крупного промышленного центра нашей страны. Там он вступил в командование 147-й истребительной авиадивизией ПВО. Войну полковник Красноюрченко закончил заместителем командующего 9-м истребительным авиационным Воронежским корпусом ПВО. После войны оставался в ВВС. В 1952 году окончил авиационный факультет Военной академии Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова. Затем командовал авиационными частями ПВО, занимал пост начальника Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. В 1956 году генерал-майор авиации И. И. Красноюрченко уволен с военной службы в запас по болезни. Жил в Киеве, работал директором керамико-художественного завода. Уволившись из армии, он трудился до последнего дня своей жизни, умело руководил рабочим коллективом и умер в строю, как солдат, 1 апреля 1970 г. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Именем героя назван переулок в городе Николаевске Волгоградской области.
Анна ЧУВИЛЕВА, старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва»